Пользовательский поиск

Этология — первый шаг к пониманию собаки

В наше время бытует мнение, что «собака является зеркалом своего хозяина», и это именно так
«Этология» в переводе с греческого означает — поведение, характер. Именно при обучении подружейных собак надо учитывать особенности поведения и характер животного. Зная, как ведет себя собака в той или иной ситуации, можно предугадать событие и оградить животное от опасности.
Ни для кого не секрет, что поведение собаки — не что иное, как проявление двигательной активности, необходимой для связи организма с внешней средой. Это один из способов обмена информацией между человеком и собакой. Правильность восприятия собакой переданной человеком информации является одним из главных факторов при работе с подружейной собакой.
В наше время бытует мнение, что «собака является зеркалом своего хозяина», и это именно так. До понимания собаки доходит та информация, которую мы ей передаем. И чем больше мы сможем передать собаке информации, понятной для ее восприятия, тем более социализированной она становится. Семья, в которой живет собака, оказывает многостороннее влияние на поведение собаки, поэтому в зависимости от уклада семьи и образа жизни у собаки формируются определенные эмоции, различная познавательная способность и активность.
Д. Келлер (1887–1967), анализируя свои наблюдения, пришел к выводу, что животные имеют разум. Это было великое открытие. Этим ученым было доказано, что животные могут образовывать образы. Знание о возможности собаки создавать образы очень помогает при подготовке к натаске подружейных собак. Ведь образы — это не что иное, как стойкие ассоциации.
В 1884 году Л. Морганом было сделано еще одно немаловажное открытие. Наблюдая за поведением своей собаки, он первым доказал, что у собаки поведение может быть врожденным и приобретенным.
Дальше всех в этих изучениях продвинулся И. Павлов (1849–1936). Он изучил и обосновал условные рефлексы у собак. Для дрессировщиков и натасчиков охотничьих собак очень важно то доказательство, что инстинкты всегда лежат в основе формирования индивидуального приобретенного поведения. Поэтому мы имеем возможность формировать поведенческие реакции при участии генетических факторов и под влиянием внешней среды. Проще говоря, можно управлять врожденными инстинктами, дабы добиться желаемого поведения собаки, необходимого для удачной охоты.
Принимая во внимание все эти открытия и наблюдая за собакой, из которой хотят сделать охотника, мы можем четко составить психо­биологический портрет эой собаки, учитывая ее поведение, возможности и познавательную способность. Это в дальнейшем сыграет огромную роль при натаске. Более того, применение в охотничьем собаководстве результатов научных исследований поведения собак позволяет значительно повысить уровень подготовки собак к испытаниям, состязаниям и охоте.
В начале жизни у щенка (до 21 дня от роду) наблюдаются врожденные адаптационные реакции, выражающиеся в рефлексах и инстинктах. На формирование характера и на последующее управление собакой эти детские рефлексы и инстинкты, как правило, не влияют. Я же хочу подробно остановиться на приобретенных формах поведения: на мышлении и способности собаки к обучению. Благодаря обучению, жизненный опыт влияет на поведение каждой собаки в отдельности и позволяет развивать новые приспособительные реакции с учетом прошлого опыта, а также видоизменять те реакции, которые оказались неадаптированными. Следует отметить, что у собак, особенно охотничьих пород, очень сложно выделить в поведении врожденные элементы и быть уверенным, что обучение не повлияло на поведение. Например, у легавой стойка считается инстинктивной реакцией, но часто щенки, прежде чем сделать первую стойку в поле, должны увидеть, как это делают взрослые особи. Мы спрашиваем, почему многие первопольные легавые не делают стойку, ссылаясь при этом на генетику собаки. А ответ — в другом. Это происходит не потому, что генетически у данных собак не заложена стойка, а потому, что не всегда охотничьих собак натаскивают профессионалы, знающие основы поведения собак и дрессировки. Также это происходит из-за того, что в натаску берут несколько молодых собак одного возраста, не давая молодым собакам возможности наблюдать за опытными, хорошо обученными сородичами.
Поэтому каждый натасчик должен четко знать, что существует много видов обучения, начиная от использования в своих обучающих целях врожденного поведения до сложнейших процессов, свойственных умственной деятельности. Для достижения своих целей при натаске охотничьих собак надо уметь использовать такие виды обучения, как импринтинг и подражание, а также учитывать мышление собаки.
Импринтинг означает — запечатление и заключается в установлении характерной связи собаки с объектом внешней среды в определенный период жизни. Запечатление кардинально отличается от условного рефлекса, так как очень быстро запоминается и реакция на этот объект долго сохраняется. Попросту говоря, это не что иное, как форма ранней памяти. Если щенок охотничьей породы в детстве был испуган в лесу выстрелом, либо приближением огромного зверя или специфического запаха, изменить эти реакции очень трудно. Еще одним характерным подтверждением является то, что если щенка испугала собака определенной породы, то в дальнейшем этот щенок будет неординарно относиться ко всем собакам такой породы вообще, а не к той собаке в частности. Причем эта реакция, в зависимости от психобиологических возможностей, может быть либо оборонительной, либо агрессивной.
Следующий вид обучения, используемый при подготовке охотничьих собак, — подражание. Часто подражание происходит автоматически, оно очень близко к рефлексу следования. Так щенки всегда следуют за матерью и самопроизвольно учатся делать то, что она им показывает. К сожалению, мы сталкивается еще и с тем, что помимо полезных желаний молодая собака путем подражания может выработать у себя и плохие привычки.
Еще одним видом поведения, который мы можем использовать в свою пользу при натаске, являются ориентировочные реакции. У молодых собак ориентировка всегда сопровождается любознательностью, то есть рефлексом — «Что это?». Кроме того, при натаске мы учитываем такой фактор, как исследовательская активность щенков. Поэтому можно использовать такое желание молодых собак в полной мере. Если на глазах у молодого ретривера забросить битую утку в кусты, он обязательно туда устремится, чтобы узнать — «А что же там лежит?». Или при обучении легавой работе по кровяному следу собака еще не знает и не понимает, куда и к чему ведет этот запах, но интерес берет верх.
Повторюсь, сказав, что поведение собаки — это активность, проявляемая индивидуумом. У животных существует такое понятие, как «унитарная реакция». Это поведение, которое формируется в результате объединения условных и безусловных рефлексов. Как правило, эти реакции направлены на приспособление организма к условиям внешней среды и обеспечивают биологические потребности организма.
И, конечно, нельзя забывать об игровом инстинкте. Игры служат тренировкой организма и развития тех форм поведения, которыми животные еще не обладают. Многие натасчики ошибочно полагают, что высшей мерой похвалы собаки является лакомство. Игра на самом деле считается главным поощрением в натаске. При дрессировке основной формой обучения является условный рефлекс, или, точнее сказать, условная реакция. Это адаптивный ответ собаки на условный раздражитель. Она возникает в том случае, если вслед за условным раздражителем дается безусловный, в данном случае прием пищи. Используя игровые формы при натаске собак, мы заинтересовываем собаку, развиваем познавательные способности и активность, что положительно сказывается на восприятии окружающего мира данной собакой и в дальнейшем пригодится ей на охоте.
Зная и применяя все эти постулаты, можно добиться высоких и стабильных результатов от собаки за более короткий промежуток времени. Ведь хорошо обученная подружейная собака это залог успешной охоты.
Источник - МК