В поисках февральской плотвы на Рыбинском море
Что известно о ловле рыбинской плотвы в глухозимье? Наверное, многие согласятся, что она клюет, только – «надо искать». При этом известно, что прикорм на нее не действует или даже отпугивает. Что большая вероятность поймать эту рыбу в районах с заметным течением, обусловленным сбросом воды гидроэлектростанциями или естественным током рек. Приветствуются коряжистые места. Большим плюсом будет оттепель во время ловли.
В выходные снова насыпало снега, и опять встал вопрос: куда податься, чтобы не месить сугробы? За окунями идти не хотелось. Судаки отпадали: лед на Волге выше водохранилища снежный и держится лишь за счет морозов, а стоило чуть припорошить лед снежком, как его тут же начало промывать. Вроде к концу января нарос сантиметров до 10–15, но через пару дней снегопада на тех же местах бур стал проваливаться после трех оборотов – экстремальная рыбалка. Вопрос снял звонок Сашки Хлебодарова: «Вроде плотва на неделе провернулась. Свободен завтра?» Оба мы убежденные безнасадочники-безмотыльщики – отчего же не потешиться?! Выезд рано не планировали: и ехать недалеко, и осмотреться, где ловят лучше посветлу, хотя район и известен приблизительно, но... – Я хоть вчера в магазин успел забежать перед закрытием.
– Мотыля прикупил? – не дав закончить, подковырнул Саша.
– Ага! Леску поменять – с прошлого года сопрела уже...
Небольшое скопление народа на льду заметили издалека. Но все же сразу в толпу не поехали: рядышком под берегом был небольшой коряжник, на котором в это время плотва, как правило, периодически проворачивалась. Ни лунок на белоснежной поляне, ни следов. Может, сами рыбу найдем? Слой снега в 30 см на льду как-то не очень способствовал перемещению, а значит, активному поиску. Да и уровень воды мы не учли. Когда он составляет 2–2,5 м, куда ни иди, все равно мелковато будет. Тем не менее дошли до 3 м, бурясь с интервалом в полсотни шагов. Десять проводок мормышкой – более чем достаточно, чтобы все стало ясно. Ни шевеленки у троих. Эх, на метр-полтора бы побольше, и, может, эффект от наших трудов был бы...
Завернули к точке, откуда стартовали. Примеченная с утра толпа стала рассасываться, многие потянулись к берегу. Да, почти три часа мы потеряли, зато не приходится сожалеть, что не проверили, как там, в толпе. Быстрый переезд, парковка, а на дороге уже народ уже рассаживается по машинам:
– Не клюет. Течение такое, что мормышкой дна не достать.
– А чего ушли, надо бережнее искать, наверняка со струи отошла? – Там вроде оставшиеся бережнее стали собираться…
А дорога еще хуже – под снегом вода. Давишь снег – вылетает каша; хорошо, что на улице около нуля: намерзло бы на штанины так, что ноги не поднять. Немного отстал, потому что встретил знакомых, плотву они давно ловят, и временами хорошо. Напарники уже проверили по паре лунок.
– Палыч, как?
– Кто-то придержал пару раз невнятно.
– А у тебя, Саня?
– Тихо.
Глубина порядка 3 м – уже веселее. И на третьей проводке вешается прошлогодний окунек, отправляется обратно. На пятой проводке еще такой же, снова в лунку. Если есть жизнь, то она себя проявляет! Впереди достаточно плотно сидят десятка полтора человек. Наверное, что-то ловят? Пойдем в люди. Пытаюсь пробурить лунку, но бур проваливается... и здесь льда нет! Но, присмотревшись, понимаю, что на поляне ловят давно. Небольшие холмики от старых лунок с трудом, но проглядываются. Просто после каждого снегопада разбуриваются, как на чистом. Вешки, бутылки... Кое-кто потаскивает окуньков, и прошлогодних прозрачных, и сковородных. Реденько. Трое в стороне «на замри» периодически вытаскивают плотвиц. А вот это уже интересно! Кружу по набуренному пятаку – тихо. Встретился глазами с Сашкой, вопросительно кивнул, в ответ он покачал головой. Палыч завис рядом с мужичком, занявшим стратегически выгодную позицию – за кучей против ветра, так что все сидят к нему спиной.
– Как?
– Пару раз по губам стукнул.
– Плотва?
– Похоже...
А тут и мужичок выкинул на лед неплохую плотву. Отхожу. Бурюсь, глубина около 3,5 м – тихо. Вроде на мотыля клюет, а на безнасадку – нет. Не верю и зачем-то зависаю на лунке. Мужичок же периодически бросает рыбу в пакет. Вот уже и из кучи его «прочитали», присоединяются. Культурно, с расстоянием в десяток метров. Вторая лунка, третья... мормышка не та? Вроде плотва ее любила. Небольшая черная вольфрамка с блестящей напайкой со стороны крючка, лимонная бисерина средней упитанности... Четвертая лунка – и размеренный раскач мормышки с полпроводки сбивается, кивок ныряет вниз. Плотвичка грамм на 150 – с почином меня! Где рыба есть – сразу берет. Не верю, чтобы на мотыля на тряску брала, а на безнасадку нет. Вот если бы клевала только со дна, то да, тогда бывают неприятные моменты для безмотыльщиков. Впрочем, лунка замолчала, и рядом тихо.
Перехожу за народ – три окунька подряд, в порядке уменьшения весовой категории. Опять начинаю сомневаться в вы- боре мормышки. Перебуриваюсь рядом – окунек реагирует тут же. А затем две подряд мелких густерки. Но совсем мелких. Оглядываюсь: куда идти дальше буриться. Но проводку при этом не останавливаю. Верхняя точка. Пауза. Краем глаза вижу взлетевший кивок, который тут же ныряет вниз. Плотвица граммов на 250. Приплыла? Следующая пара проводок дает еще двух рыб. Отпустило. Сашка бурится рядом и тоже включается в ловлю. В сторону берега и мельче, и течение соответственно слабее – рыбы нет. А вот если небольшой снос мормышки – значит есть рыба. Сижу на лунке, проводка за проводкой. Ритм. Паузы. Тихо. Впереди потаскивают, и три человека, севшие на правильные лунки, ловят ну очень хорошо! Народ подтягивается, толпа уплотняется.
Менять что-то надо! Свободного места вокруг счастливчиков не осталось. Включаю бешеную проводку. Частота по максимуму, и кончик кивка прыгает с амплитудой миллиметров пять. Резкий тычок в 10 см от дна. И плотвица крупная! И еще одну соблазнил тем же макаром. Пробежал по старым лункам – пусто. Вернувшись, поймал еще одну... Все. Мы зрители. Трое ловят, остальные в округе смотрят, кто поближе, изредка довольствуются поклевками. Известное поведение плотвы подкоряжной. Кто не в теме, рассуждают о бутербродах из наживок, формах мормышек и конусности кивков... Ну и ладно, немножко потешились. Полтора десятка плотвиц поймал. На клевых лунках у мужиков, думаю, штук по 30–40 было.
Автор
| Алексей Галкин, Рыбинск, Ярославская область |