Решил я в середине зимы половить уклейку. Почему именно ее? Рыба она интересная во всех отношениях: поймаешь много – получишь прекрасное блюдо из жареной уклейки, а если словишь всего с десяток, то будут отличные живцы, которые почти наверняка принесут упитанных судаков. С уклейкой одна проблема: где ее найти в середине зимы?
Когда человек только начинает втягиваться в рыбалку, он вряд ли задумывается над тем, какую именно рыбу будет ловить. Что на крючок попадется, то и будет уловом. Со временем это занятие у большинства рыболовов, в зависимости от личных пристрастий, приобретает какую-либо направленность: спиннинг, донная ловля, поплавочная удочка, мормышка, блесна, жерлицы… Способов ловли много, на любой вкус. И лишь позже рыболов выходит на следующую стадию, т.е. старается поймать только ту рыбу, которая его интересует. И если это начинает получаться, то рыбалка переходит на качественно новый уровень. Меня интересует уклейка. Весной да и летом поймать ее дело нехитрое. Насадил на крючок опарыша или мотыля, подкормил прикормкой мелкого помола, и дело на 90% сделано. Главное, чтобы уклейка подошла к месту ловли. Разумеется, снасть для ее ловли нужна потоньше, поплавок самый миниатюрный, крючок соответствующий.
Специалистов по весенне-летней ловле уклейки много. А вот соберешься половить зимой – так и посоветоваться не с кем. За несколько последних зимних сезонов я попадал на ее клев и половил от души всего пару-тройку раз. В прошлом году при ловле плотвы на Яузском водохранилище надергал уклею вполне «товарного» размера. Она держалась достаточно большой стаей вполводы. Рыбалка получилась очень веселая и эффективная. Годом раньше на реке Гжать наткнулся на хорошую стайку и обеспечил себя отменным живцом. Но эти и другие подобные рыбалки были все же случайностью, а хотелось поехать и наловить уклейки целенаправленно. Выбирая между Гжатью и Яузским водохранилищем, остановился на речке. Пойди найди уклейку за один день на просторах водоема без течения с глубиной метров семь-восемь, да еще угадай горизонт, на котором эта рыбы держится! На речке же все проще: и течение присутствует, и неглубокие ямочки есть, и обратки, да и «читается» речка совершенно по-иному. Сделал на плесе четыре-пять лунок и, если поклевок нет, идешь дальше. Мормышки взял с собой только «тулочки» с перепаянными крючками, в основном мелкие, но, памятуя о течении, взял пару штук среднего размера, ну и, конечно, живцовую канну. Поймаю ли на полноценную жареху – неизвестно, а вот живец лишним точно не будет. Добравшись до реки, сразу же пошел на извилистый участок с обрывистыми берегами. Воды в этом году здесь совсем мало. По оттепели сразу стали видны длинные промоины, значит, лед на течении будет совсем тонким. Утонуть-то вряд ли получится – глубина от силы по грудь, но вот вымокнуть совсем не хотелось. За поворотом вижу трех местных рыбачков: двух угрюмых мужиков и молодого парня. Приветствую и интересуюсь клевом. У каждого с раннего утра по пять-семь некрупных плотвичек. Впрочем, учитывая размер мормышки, которую я приметил у одного из мужиков, это просто фантастический улов! Уклейки, правда, ни одной они не поймали, но это, учитывая их снасти, меня ничуть не удивило. Делаю несколько лунок под свисающими кустами. Глубина сантиметров двадцать – не подходит. Вряд ли можно надеяться найти стайку в таком месте. После каждого бурения, как правило, жду минут десять, даже шугу из лунки не вынимаю – пользуюсь прутиком вместо шумовки. Уклейка рыбка шустрая, но при этом очень осторожная. Это не окунь: к лунке, просверленной и очищенной как обычно, она подойдет, но очень нескоро. Стараюсь найти место поглубже и с явным течением. В нескольких следующих лунках глубина чуть более метра. То, что здесь приличное течение, тоже стало ясно: коловорот ухнул вниз на шестом обороте. Под кустами лед был сантиметров сорок, а здесь максимум десять.
Порадовался, что захватил мормышки среднего размера. Мелкие течение тащит под лед, и замерить глубину ими просто невозможно, а когда не видишь полной картины, то хорошего результата можно и не дождаться. Проверяю лунки на мели. Сразу же поклевки – мелкая плотвичка, окунек, еще плотвичка. Все ясно. Живец тут подходящий, принимаю это к сведению и иду к следующим лункам. Здесь картина примерно такая же, только к «живцам» прибавляется совсем мелкая густера и плотвичка приличного размера – такую на живца уже не поставишь. А уклейки все нет. Мало-помалу я ухожу от места старта, уже за пятый поворот реки. Живцовую мелочь отпускаю в соседние, уже обловленные лунки. После обеда встречаю приветливого дедушку в овчинном тулупе. Клев у него не ахти, но после того как я пробурил лунки и подошел к нему, он меня немного порадовал. По его словам, позавчера мужик в этом самом месте очень неплохо половил уклейку на дробинку с крючком, правда, народу вокруг было много, но больше никто ее не поймал. Он даже показал, на каких двух лунках у него брала уклейка. Для начала я все же решил проверить свои лунки: зря, что ли, старался?! Но дальше третьей лунки так и не ушел. Не успела мормышка дойти до дна – поклевочка! Неплохая плотва. Потом еще и еще. Я все же не унимался и периодически сыпал щепотками уклеечный корм: если уклейка поблизости все же есть, то к прикормке подойдет обязательно. Хотя, скажу честно, был момент, когда хотелось взять мормышку покрупнее и ловить в свое удовольствие плотву. Но этого я не сделал… и не пожалел. Дед, глядя на мое упорство, посмеивался, а когда я вытянул первую вожделенную уклею, то даже подошел посмотреть. К тому времени у меня было уже полпакета плотвы, который я ему и вручил, заявив, что раз ехал за уклейкой, то ее и буду ловить. На самом деле просто хотелось сделать человеку приятное: пусть порадует свою старуху свежей плотвой, ведь ловить ему теперь не так просто – зрение да и реакция явно уже не те…
Остальное было делом техники: вовремя подкидывать корм и опускать наживленную репейником тульскую мормышку диаметром 2 мм. Прикормку сыпал прямо в лунку. При каждом последующем вываживании рыбки завихрения воды утаскивали вниз прикормку, осевшую на стенках лунки, и прикармливать приходилось все реже. Белый кембрик на крючке позволял добиться поклевки даже без насадки, но они были настолько неверные, что переходить на такую ловлю я не стал. К мотылю уклейка относилась тоже заметно хуже, чем к репейнику, так что когда его запас подошел к концу, я закончил ловлю. Можно было, конечно, еще посидеть и половить на мотыля, но часы показывали четыре, и, задержись я на реке, пришлось бы добираться обратно в темноте. Возвращаясь, я все прикидывал, сколько в канне уклейки и как ее использовать – пожарить или сохранить для судака? Пожалуй, накормить судака все же важнее, но окончательно вопрос все равно решат мои домашние.
Автор
| Александр Фролов г. Гагарин, Смоленская область |