Пользовательский поиск

Недорогие катушки для среднетяжелого спиннинга

При покупке новой катушки встает вопрос о том, какую именно модель выбрать и чем она отличается от аналогов. Сталкивался с этим и я, и сделать правильный выбор мне помогали подробные обзоры катушек разных производителей, которые удавалось найти в рыболовной периодике или интернете. Поэтому я думаю, что и читателям «РР» будет интересно познакомиться с некоторыми катушками поближе. По-хорошему, детальное рассмотрение одной только катушки может занять целый газетный разворот. Поэтому придется ограничиться ключевыми моментами конструкции, не описывая подробно каждый узел. В принципе, для того чтобы оценить конструктивные особенности той или иной катушки, этого достаточно. К тому же краткость описания частично восполняют фотографии отдельных узлов катушки. Не знаю, насколько такая схема обзора удачна. Буду признателен за любые пожелания и предложения – их, кстати, можно высказать на форуме «РР».
Для первого обзора я выбрал две относительно
недорогие катушки среднетяжелого класса, которые можно рекомендовать для ловли джиговыми приманками, а также крупными воблерами и колебалками. Скажу сразу: оба варианта довольно интересны и подойдут в качестве «рабочей лошадки» для тех, кто не слишком часто бывает на рыбалке, использует снасть не в режиме экстремальных нагрузок и не готов тратить на катушку много денег.

Salmo Elite Future 7730FD

Неприятно удивило отсутствие схемы катушки, которая обычно имеется даже для самых дешевых моделей и очень помогает в том случае, когда возникает необходимость разобрать катушку. Катушка светло-золотистого цвета, обе шпули без каких-либо дополнительных покрытий и твердых бортиков. В ножке катушки проделаны отверстия, служащие для уменьшения ее массы. Переключатель стопора обратного хода находится на нижней части корпуса, около ротора (как у катушек Shimano). Переключатель небольшой, но удобный, проблемы могут возникнуть разве что во время ловли в перчатках зимой. Регулировочная гайка удобная, фрикционный тормоз легко регулировать в любой ситуации. В целом катушка собрана аккуратно, без видимых дефектов. Ручка традиционной конструкции, крепится с помощью шестигранника и фиксируется с противоположной стороны винтом. Винт не очень удобный: он относительно небольшой и скользкий – если его сильно затянуть, то раскрутить потом будет сложно, не говоря уже о перестановке ручки на другую сторону непосредственно на рыбалке. Очень важная и полезная особенность рукоятки катушки – наличие торцевых зубьев на валу колеса и выемок под них на рукоятке. Это позволяет минимизировать люфты рукоятки. «Фишка» рукоятки удобная, форма ее, на мой взгляд, одна из самых удачных. Во всяком случае, мне ловить с такой рукояткой очень комфортно. Номинальная лесоемкость шпули: 200 м лески диаметром 0,25 мм, 170 м – 0,27 мм и 140 м – 0,30 мм. Для плетеных лесок лесоемкость не указывается. Диаметр переднего бортика шпули 47 мм, ширина проема под леску 20 мм. Шпуля довольно массивна: из-за толщины использованного материала (1,4 мм). На шпуле находится пластиковая клипса для крепления лески, правда, конструкция ее не очень удачна – во-первых, отсутствует пластиковая подложка, из-за чего леска может повреждаться, а во-вторых – клипса тугая, зазор между нею и шпулей минимален, так что даже тонкую леску в ней зафиксировать проблематично. Диски фрикционного тормоза фиксируются в шпуле плоской полукруглой пружиной. Тормозной пакет состоит из трех металлических и трех пластиковых дисков с черным покрытием. Какая-либо пропитка отсутствует, так что можно не опасаться слипания дисков и ухудшения работы тормоза.
Дужка лесоукладывателя жесткая, полая, диаметром 3 мм. Переход от дужки к ролику выполнен не очень удачно: есть выступающие края, за которые может цепляться леска. Впрочем, у меня такого ни разу не случилось. Ролик лесоукладывателя с золотистым покрытием, конической формы, что минимизирует перекручивание лески. Вращается ролик на шарикоподшипнике. Механизм сброса дужки выполнен по стандартной для катушек этого ценового диапазона схеме, с пружиной сжатия. Единственное замечание: стержень, на который надета пружина, пластиковый, при интенсивной эксплуатации он может выйти из строя. Вместе с механизмом сброса дужки помещен грузик, балансирующий ротор. Сам ротор зафиксирован гайкой, выше которой находится звездочка фрикционного тормоза, две пластиковые шайбы, а также некая металлическая деталь, выполняющая, судя по всему, роль подшипника скольжения. Фиксируется эта деталь маленьким резиновым колечком. Гайка, крепящая ротор, ничем дополнительно не зафиксирована, под ней находится тонкое металлическое колечко, прижимаемое к ротору небольшим винтом. Подроторный узел выполнен на основе обгонной муфты. Очень большой конструктивный недостаток – отсутствие какой-либо защиты данного элемента, так что очень желательно избегать попадания под ротор воды, песка или грязи.
Добраться непосредственно до механизма катушки оказалось довольно трудно: задняя пластиковая накладка на корпусе прикреплена к нему с внутренней стороны, так что с ней пришлось повозиться. Колесо главной пары отлито из цинкового сплава, его диаметр 28 мм, на нем нарезано 36 зубьев. У латунной шестерни 7 заходов, соответственно передаточное отношение катушки 5,1:1. Колесо главной пары вращается на подшипниках, установленных с двух сторон, еще два подшипника установлены в головной части шестерни. На валу колеса находится шестерня, приводящая в движение механизм подачи шпули. Этот механизм похож на таковой катушек Shimano – с промежуточным зубчатым колесом и кареткой сложной формы. Диаметр оси шпули 4 мм. Все детали механизма очень хорошо закреплены, что позволяет надеяться на его долговечность. Также хорошо, что во всех подвижных частях в достаточных количествах имеется смазка – ее отсутствием порой грешат и более именитые производители.
За один оборот ручки наматывается 68 см лески. Качество укладки лески на этой катушке примерно соответствует уровню недорогих катушек Shimano (типа Hyperloop или Catana). Без дополнительной регулировки укладка цилиндрическая, с небольшими, но заметными провалами по центру и краям шпули. Если ловить не рывковой проводкой, на рыбалке это никак не отразится. А вот если предполагается ловля твитчингом, возможно образование петель. Я применял эту катушку в основном для джига, и петли сбрасывались редко -максимум пару раз за рыбалку. Для устранения этого недостатка желательно при наматывании лески оставлять 2-3 мм от края шпули свободными. Ход у катушки легкий и плавный, с легким жужжанием. На повышенных скоростях подмотки катушка начинает пощелкивать - это особенности механизма подачи шпули. В целом катушка проявила себя неплохо. На мой взгляд, она вполне может конкурировать с другими аналогами в этом ценовом диапазоне. Самое важное замечание - нужно оберегать ее от попадания воды и грязи, что может серьезно уменьшить срок ее эксплуатации.
Цена 1700 рублей.
Black Hole FX 3000


На коробке изображена схема катушки, что может быть полезно тем, кто захочет провести профилактику или ремонт самостоятельно. Шпули одинаковой лесоемкости, на передние бортики их нанесено золотистое покрытие. Юбка шпули перфорированная, что уменьшает ее массу. Этой же цели служит отверстие в ножке катушки. Переключатель стопора обратного хода находится внизу корпуса, он крупный, удобный, правда, переключается довольно туго. Вряд ли последнее можно считать недостатком, скорее наоборот: исключено случайное включение или выключение стопора. А вот регулирующая фрикционный тормоз гайка не очень удобная - небольшая, с выступом под шток шпули. На рыбалке регулировать тормоз не очень удобно. В целом сборка аккуратная, из недостатков можно отметить только не очень тщательно обработанные края крышки корпуса. Рукоятка катушки точеная, складывающаяся, довольно массивная. Крепится она шестигранником и фиксируется с обратной стороны с помощью винта. Винт удобный, большой, с ребристой поверхностью. Как и в случае с катушкой Salmo, для уменьшения люфтов рукоятки здесь имеются торцевые зубья на валу колеса и на самой рукоятке. «Фишка» Т-образной формы, довольно широкая и толстая, покрытая мягким резиноподобным материалом. Кулачок рукоятки вращается на шарикоподшипнике. В работе такая рукоятка удобна, правда, зимой, при низкой температуре, не очень приятно, когда пальцы попадают не на «фишку», а на металлический элемент кулачка. Лесоемкость шпули: 245 метров лески 0,25 мм, 170 м - 0,30 мм и 125 м - 0,35 мм. Для плетенки: 270 м - 6 lb, 185 м - 10 lb и 135 м - 12 lb. Эти цифры не совсем точные. Фактически на шпулю влезает около 120 метров шнура диаметром 0,18 мм (в нашем случае TufLine DufaCast).
Диаметр переднего бортика шпули 45 мм, ширина проема под леску 21 мм. Шпуля массивная, толщина материала юбки 1,5 мм. Немного спасают положение отверстия в юбке, но и с ними вес получается приличный. Шпуля оборудована клипсой для крепления лески. Как и в предыдущем случае, она достаточно тугая и не имеет пластиковой подложки, защищающей леску от повреждения. Диски фрикционного тормоза фиксируются проволочной пружинкой. Сам тормозной пакет состоит из трех металлических дисков и трех прокладок с небольшим количеством пропитки. Дужка лесоукладывателя жесткая, полая, диаметром 3 мм. Переход от дужки к ролику сглажен, вероятность того, что леска не попадет на ролик, минимальна. Ролик лесоукладывателя с золотистым покрытием, конической формы. Вращается на двух шарикоподшипниках. Механизм сброса дужки с пружиной сжатия и металлическим толкателем. Стержень, на который надета пружина, также металлический, что способствует долговечности этого элемента. Балансировочный грузик прикреплен к нижней поверхности ротора, обнаружить его можно, только сняв ротор. При необходимости грузик можно уменьшить или вообще снять. Ротор крепится к корпусу катушки гайкой, которая дополнительно ничем не фиксируется. Выше него на штоке шпули находится звездочка фрикционного тормоза и маленькая пластиковая шайбочка (которую я, правда, сразу снял для регулирования профиля намотки лески). В отличие от многих других катушек гайку здесь нужно откручивать по часовой стрелке. Если у вас есть подобная катушка, и вы решите ее разобрать – имейте это в виду. Подроторный узел выполнен в виде обгонной муфты, защищенной от воздействия окружающей среды пластиковым корпусом. Впрочем, это не избавляет рыболова от необходимости беречь катушку от влаги и песка.
Попадание внутрь корпуса катушки здесь тоже затруднено: задняя крышка корпуса фиксирует и защитный кожух обгонной муфты, так что частичная разборка катушки невозможна – приходится снимать все. Ведущая шестерня главной пары отлита из цинкового сплава, ее диаметр 27,4 мм, на ней нарезан 31 зуб. Ведомая шестерня имеет 6 заходов, соответственно передаточное отношение катушки 5,2:1. Шарикоподшипники установлены с двух сторон вала ведущей шестерни и в головной части ведомой шестерни. Шестерня механизма подачи шпули также вращается на подшипнике. Механизм подачи шпули схож с уже рассмотренным механизмом катушки Salmo – с промежуточным зубчатым колесом, приводимым в движение ведущей шестерней, и кареткой. Диаметр оси шпули 4 мм. Катушка производит впечатление силового агрегата, рассчитанного на ловлю с тяжелыми приманками и толстыми лесками. Примерно в таких условиях она и испытывалась. Укладка лески, конечно, не совсем идеальная, но в целом вполне приемлемая. Петли и бороды у меня образовывались очень редко, да и то при активной работе удилищем, когда леска ложится на шпулю с разной нагрузкой. В остальном же проблем не наблюдалось. Ход катушки нельзя назвать идеально легким и плавным, но, возможно, это вопрос времени – бывает, что постепенно детали притираются, что положительно сказывается на работе механизма. Посторонних шумов при работе катушки не обнаружено, слышен лишь легкий шелест механизма.
Катушка в первую очередь подойдет для среднетяжелого и тяжелого спиннинга, где ее относительно большой вес не будет сильно сказываться на балансе снасти. В целом же Black Hole FX вполне надежная катушка, ни в чем не уступающая большинству конкурентов.
Цена около 1700 рублей.
Автор
Алексей Ветров, спец-корр. РР
Газета Рыбак Рыбака