Пользовательский поиск

На тетеревином току: советы опытного охотника

Есть ли среди охотничьих птиц России более красивая, чем тетерев, особенно в весеннюю пору, когда его распухшие брови так и горят ярко-красным огнем? Возьмешь иссиня-черного красавца и не можешь оторвать глаз. Все в нем прекрасно и гармонично: крепкая стать, изогнутые крылья, подбитые понизу белым, и небольшая аккуратная головка, а уж такого необычного лирообразного хвоста ни у кого нет.
Казалось бы несложно сбить этого красавца, поднявшегося из травы и летящего по прямой, но его столь бурный взлет так будоражит кровь охотника, что тот забывает часто отпустить черныша и ударить в меру, забывает о нужном упреждении, когда он несется как снаряд, выпущенный из катапульты. А отдуплетив, долго потом смотрит вслед, переживая неудачу и коря себя за торопливость и небрежность в прицеливании.
А разве можно не любить охоту на току? Какая еще птица столь бурно проявляет чувства продолжения своего рода? Песня глухаря более чем скромная — чуть возвратились певчие птицы в лес и не слыхать ее вовсе. Громко заявляет о себе селезень, но все это как-то суматошно… А в тетеревином току есть незабываемая поэзия, он полон жизни, страсти, эмоций, выливающихся часто в бурные драки его участников. И тогда далеко разносятся тугие удары крыльев, и невольно, поддавшись всеобщему азарту, начинаешь «болеть» за того или иного бойца. Нет, что ни говорите, а тетеревиный ток — ни с чем несравнимое зрелище.
Километрах в пяти от моего дома на пойме реки Нерусса есть у меня «собственный» ток. Я его берегу, охраняю от лисиц и хищных птиц. Для тетерева здесь есть все: на возвышенности песок для купания, многочисленные растения, муравьи, которыми питаются летом, по мелиоративным канавам растут березы, ольха — это их зимняя столовая, гектаров под пятьдесят высокого бурьяна с крапивой, куда тетерева уходят на дневку и ночной отдых, где выводят свое потомство. Охочусь здесь нечасто, в основном когда приезжают гости-охотники. В марте, когда еще лежит снег, я захожу сюда, чтобы узнать, как пережили зиму мои любимцы. Для наблюдения за птицами и для охоты обновляю или рою заново окопы. В диаметре они метр (или чуть больше), глубиной сантиметров восемьдесят. Землю при копке складываю вокруг в виде бруствера, который еще увеличивает глубину. Затем маскирую его сухой травой, ветками бурьяна. Верх с бойницами, как стена крепости, — так птица не замечает человека и не пугается его. Для сидения приношу какой-нибудь ящичек, старую кастрюлю или складной стульчик. Почему не ставлю шалаш? Во-первых, на его изготовление требуется гораздо больше времени. Во-вторых, к нему должна привыкнуть птица. В-третьих, шалаш может привлечь других охотников и тогда — прощай, ток!
А что делать, если близко грунтовые воды или все-таки хочется поохотиться из шалаша? Можно выкопать яму около полуметра глубиной, что поможет значительно уменьшить количество материала на шалаш, он будет гораздо ниже, не так заметен, меньше пугать птиц. Особенно это важно, когда ток не на лесной поляне, а в пойме реки, в поле. Здесь птице ничего не стоит сместиться в сторону на сотню метров, и для охотника с дробовым ружьем она уже будет недосягаема.
А как найти ток, если не знаешь его местонахождения? Я бы не сказал, что сделать это непросто. Места для тока тетерева выбирают так, чтобы трудно было в этот период подобраться к ним врагам — ястребу, лисице. В лесу это крупные поляны, чистые болота, поле, примыкающее к лесу — тетерева, живущие в лесостепной местности, токуют на полях. Если вы встречали зимой тетеревиные стаи, кормящиеся на березах, значит где-то недалеко, километрах в двух-трех, есть ток, ведь тетерев — птица оседлая. В марте еще лежит снег, в хорошее солнечное утро можно увидеть отдельных чернышей вблизи токов. Сидят они на деревьях и бормочут.
Как только сойдет снег — а в средней полосе это обычно в апреле, — тетерева начинают вылетать на ток. В тихую погоду токование слышно километра за два. Главная трудность при поиске — вязкая почва, по которой трудно ходить. По лугу, стерне, многолетней траве еще можно двигаться, но на осенней пахоте легко оставить сапоги. Лучше ее обойти стороной, каким бы длинным не оказался путь, времени и сил сбережете немало.
Итак, в марте на лыжах вы обошли предполагаемые места токов. И вот апрельской ночью, часа в два-три, вас будит звук будильника. Тяжело без привычки вставать в глухую пору. Выключив его, переворачиваетесь на другой бок. Но сознание на какую-то долю уже бодрствует, и вы вспоминаете о своем намерении. Кружка кофе бодрит, просветляет сознание. Вы берете с вечера приготовленные еду, термос, котелок, заводите машину и едете в деревню, где заранее договорились с хозяином какого-либо дома о стоянке вблизи его. Закрыв машину и поеживаясь от утреннего холода, берете направление к полю. Темень стоит несусветная, ярко мерцающие звезды не в силах разогнать ее, они лишь помогают определить правильное направление маршрута. Хорошо, если есть дорога, ведущая в сторону тока.
В дороге вы уже часа два, идете, то и дело останавливаясь и прислушиваясь к доносящимся окрест звукам. Но вот на востоке начинает светлеть, и это прибавляет настроения — человек все-таки существо дневное. И вскоре — о чудо! — вы слышите звуки, напоминающие голубиное воркование. Меняете направление и идете на звук. Они все сильнее, все громче. Стоп, теперь нужно подождать, когда достаточно рассветет.
А темнота отступает все дальше, пора доставать бинокль. Наводим резкость на что-либо (дерево, куст) и начинаем искать птиц. Первым делом бросается в глаза белый цвет подкрыльев, подхвостья, а черный сливается с грунтом. Но вот появляется и край солнца. В литературе приходилось читать, что в это время ток в самом разгаре. А я часто видел, как он, наоборот, затихает. Думаешь: все, закончились бои. Но не проходит и четверти часа, как ток разгорается с новой силой.
Увидев тетеревов, постарайтесь поточнее запомнить местонахождение тока. На поле или пойме реки сделать это непросто, ведь до птиц порой почти километр, все зависит от рельефа местности. Если нет вблизи куста, дерева, которые можно использовать в качестве ориентира, то посоветую простой способ. Отметьте свое местоположение, к примеру, палкой, затем сместитесь в сторону метров на двести-триста, но только так, чтобы вас не увидели птицы, и вновь засеките местоположение тока — воткните палку и здесь. Ждите, пока тетерева улетят. Затем с этих двух мест определите середину тока, выройте там окоп для будущей охоты, либо начните строить шалаш. Для него вначале ставится несколько жердей, которые скрепляют вверху. Спустя несколько дней к ним добавляется местный материал, чтобы шалаш походил на куст, копешку соломы или сосенку, то есть чтобы шалаш сливался с местностью. Сделайте вывод, что проще – шалаш или окоп? Конечно, последнее. Что касается шалаша, то лучшее для него место в лесу на поляне, где и подручного материала много, и где он не так бросается в глаза.
Зная дальнобойность своего ружья, на оптимальном расстоянии от окопа или шалаша воткните в землю прутики, они будут служить верным ориентиром при стрельбе, так как из укрытия трудно точно определить расстояние до птиц. В противном случае можно наделать немало подранков, которые в итоге попадут на зуб лисице или другому хищнику.
И еще один совет. Так как на ток следует приходить часа за полтора-два до рассвета, то возникает вопрос, как на большом поле найти окопчик (шалаш виден сравнительно хорошо)? Для этого не будет лишним срубить трехметровую ракитину, березку и воткнуть рядом. Если местность незнакомая или вы плохо ориентируетесь ночью, нужно использовать компас. Скажем, дорога, тропинка проходят мимо тока в километре. Определитесь засветло с местом, где будете с них сворачивать к току, отметьте его так, чтобы не пройти ночью, затем определите по компасу направление на ток. Ночью используйте фонарик, компас, что поможет не разминуться с током.
Но вот вы дождались открытия охоты, уладили все формальности, зарядили патроны (от «четверки» до «единицы» в зависимости от боя ружья и расстояния до цели). Не забудьте взять с собой дополнительную теплую одежду, шапку, рукавицы и теплую обувь, — в апреле по утрам бывают заморозки. Надеюсь, вы заранее принесли в шалаш сена или соломы, а в окоп — что-либо для сидения. Идя на ток, одевайтесь так, чтобы не вспотеть, иначе легко простудиться.
Не стреляйте первых прилетевших петухов. Это так называемые «токовики» — заводилы тока, они его открывают. После них слетаются молодые тетерева — птицы предыдущего года рождения, не видевшие брачных игр. Сидят они чуть в сторонке, их и бейте. Это как в деревне на посиделках. Соберется компания ребят с девчатами, и, если ребята смирные, все обходится без потасовок. А придут один-два задиристых — дело обязательно закончится дракой, да еще групповой. Так же и на току. Есть заводилы-токовики — будет ток. Нет их — ток распадется.
Однажды по молодости лет нашел я очень удобный для охоты ток на пойме реки, где каждый год дважды косилась трава, поэтому весной на этом участке птицы были как на ладони. И вот апрельским днем пришел я сюда, чтобы выкопать окоп. Дело затянулось. А под вечер начали слетаться тетерева. И я, простите за это слово, сдуру взял трех первых — не нарадуюсь своей удаче. Назавтра я прибежал задолго до рассвета, рассчитывая на повторение успеха, но тетерева на ток не прилетели. Как и следующим утром, и через неделю. Прошли годы, но ток так и не восстановился.
Разумеется, нельзя стрелять тетерок: загублена матка — не будет и выводка. Не покидайте укрытия, пока не улетят все птицы. Нельзя охотиться каждый день, чтобы не беспокоить тетеревов частыми выстрелами.
На току можно охотиться и вечером, но он не такой яркий и азартный, а скорее вялый. И охотник не получает таких эмоций, как утром.
И еще. Если оказалось, что вы неточно определили место тока на поле или лугу, не печальтесь, дождитесь его окончания и выройте другой окоп в нужном месте. Поэтому в первый день охоты желательно прихватить с собой лопату. Хотя порой на лугу или поле токующие птицы в азарте перемещаются на добрую сотню метров. Проходит какое-то время, и они возвращаются назад. Правда, не всегда. Поэтому если разрешено в данной местности использование на охоте нарезного оружия, то карабин под патрон 5,6 на 39 или 5,56 на 45 с оболочной пулей может быть весьма полезен.
И последнее немаловажное замечание. Не гонитесь за количеством взятых тетеревов. Если токует десяток, отстреляйте за весну двух-трех, в крайнем случае, четырех петухов. И хватит! Не жадничайте! А вот фотоаппарат с собой прихватите — снимки с трофеями останутся на всю жизнь.
Анатолий ГУЛЯЕВ, п. Локоть Брянской области
Фото В.П.ЩИТЯГИНА
Источник - "Российская Охотничья Газета"