Пользовательский поиск

Закрытие сезона

Куда поехать на закрытие зимнего сезона? Уже который год этот вопрос в нашей компании решается в пользу Северной Карелии, а именно Нотозера, где с первых чисел марта начинается увлекательная рыбалка на гольца и палию. Как только на озере всплывает лед и с него уходит вода, реально попасть на активный клев крупного гольца, не отстает и палия. Ловить тогда особенно комфортно, к тому же легко ходить пешком, а стало быть, проще искать крупную рыбу.
подледная ловля гольцаВ прошлом году мы приехали в середине апреля, но лед всплыл еще позже. На льду – сплошь вода и снежная каша, беспомощны были даже многосильные импортные снегоходы. Куда удавалось пробить более-менее сносную дорогу, по-местному путик, – там и ловили. По сути, на одном месте. Да и какая-то вялая была рыбалка. Активную рыбу быстро выловили, а новая подходила неохотно и маленькими партиями, так что даже одна поклевка в день считалась неплохим результатом. В этом году решили поехать раньше, чтобы побольше побегать по надежному льду и разведать новые места. Погода к нашему приезду установилась что надо: ночью небольшой мороз, а днем достаточно тепло, и это вселяло надежду на активный клев. Бытовые вопросы, благодаря принимающей стороне, были сведены к минимуму, что позволило нам сосредоточиться на рыбалке. Впереди было десять дней, и хотелось половить разную рыбу. Кто-то планировал оттянуться на ловле гольца. Кому-то не терпелось увидеть загоревшийся флажок жерлицы и подержать на натянутой леске трофейную щуку – а здесь встречаются крокодилы и по 20 кг. Кто-то мечтал о налимах, которые здесь до трофейного размера вырастают редко, но трех- или даже четырехкилограммовые особи попадаются почти каждый год. Мы на всех арендовали один снегоход с санями, а сопровождал нас опытный егерь и по совместительству владелец базы Алексей. Каждый выезд на рыбалку можно было планировать с вечера, составляя маршрут таким образом, чтобы все могли своевременно оказаться на своих точках.
Ловля гольца на озере весьма оригинальна. Поначалу необходимо найти «свою» лунку, на которой больше всего поклевок. Для этого приходится сильно поработать буром, наблюдая за удачливыми коллегами и пытаясь угадать возможное направление хода гольца. При этом диаметр лунки желателен не менее 140–150 мм. Бурить их не всегда просто: лед метровый и в некоторых местах слоеный. Те, у кого в навигаторе уже забиты уловистые точки прошлых лет, могут себе позволить сверлить меньше. Из года в год голец выходит кормиться на одни и те же точки, и дело доходит до смешного. Представьте себе огромную яму глубиной до 41 метра, по центру ямы просверлен десяток лунок на расстоянии два-три метра одна от другой, но одна из них – по навигатору. Сев на эту лунку, начинаешь ловить. Рано или поздно, но в течение дня рыба в ней обязательно клюнет. При этом ни в одной другой лунке поклевки можно не увидеть. В этот раз гольцовая рыбалка была очень успешной: озеро наградило каждого из нас удачным днем, но особенно оно было благосклонно к Владимиру. Самый удачный день Володи был солнечным, правда с сильным ветром, и на блесну (юбилейную фирмы Kuusamo Tundra) он тогда поймал девять рыб, но самый крупный голец весом 1,8 килограмма был пойман на поставленного рядом живца. Поймали по несколько рыб и Вадим с Борисом, ловившие неподалеку.
подледная ловля окуня Я же в тот день решил разведать одно из дальних озер-ламбин и половить окуня. По словам егеря Алексея, окуни там попадались до 700 грамм. Компанию мне составили Андрей, Саша и Дмитрий, которые хоть и были в этом году на окуневой рыбалке на Рыбинском водохранилище, но настоящего «рыбинского» клева не видели и поэтому были полны решимости сразиться с полосатыми. Тем более что закусить окунем в копченом виде были не против даже наши ортодоксальные гольчатники. Полчаса ходу по извилистому лесному путику доставили массу прекрасных эмоций. Когда прибыли на место, были приятно удивлены: лед оказался не очень толстым и сверлить было довольно легко. Не секрет, что правило «больше лунок – больше окуня» работает и в Карелии. Первая лунка не принесла поклевки, а во второй кивок резко согнулся под прямым углом и кто-то лениво, но сильно начал давить вниз. Долго пришлось стравливать свежую леску Sunline 0,15 мм, и вот наконец загуляла вода в лунке, и в ней показался огромный раскрытый рот окуня, за край которого зацепился рыбинский «муравей», наживленный червем. Весил первый трофей 1200 грамм. По словам Алексея, таких на этой ламбине до меня еще никто не ловил. Пришлось пожертвовать возможностью быстро повторить успех и заняться фотосессией.
Ребята тем временем просверлились рядом и успели выхватить по пять-шесть рыб. Несколько из них были явно за полкило, а Андрею удалось уговорить окуня весом 750 грамм. Моя лунка выдала еще трех окуней «товарного» размера – и наступила тишина. Решили разойтись в разные концы ламбины и начать поиск рыбы. Сделали по паре десятков лунок, но, увы, только Дима поймал одного окуня, а у меня был легкий «задев» мормышки. Стаю активного окуня мы так и не нашли. Предложил товарищам переместиться к прихваченной фляжке с клюквенной настойкой, что они с удовольствием сделали. За неспешными разговорами и осмыслением возможного поведения окуня краем глаза заметил, что Алексей вынимает из лунки рыбу. Окунь одиночный, и Алексей перемещается к следующей лунке. Но потом что-то заставляет его вернуться на предыдущую, и вот уже второй окунь на льду, и третий, а это знак. Алексей машет рукой, зовет нас. Мы, естественно, немедля присоединились к нему. Но, вероятно, три сверлящих лед бура настораживают окуня, и клев кончается. Начинаю анализировать ситуация и пытаюсь поставить себя на место испуганного окуня. Я бы на его месте отплыл на глубину. Делаю лунку в пяти метрах в направлении глубины, но почему-то глубина там оказывается аж на метр меньше! Да это не глубина, это окунь не дал опуститься мормышке на дно! Второй, третий… десятый окунь. В азарте не замечаю, что ребята толково просверлились и тоже не могут опустить мормышку на дно.
В какой-то момент кивок делает «д-р-р-р», подсекаю в пустоту – мормышка срезана. А до ящика с запасной удочкой, который я поленился взять с собой из саней, метров сто по снежной каше. Понимаю, что жор пропущу точно. Пытаюсь взять мормышку у товарищей, но, как назло, один коробку с мормышками забыл, у второго крючки уклеечные… Ребята надо мной смеются и таскают окуней. Отнимаю у одного удочку с балансиром и успеваю-таки поймать еще несколько штук. На следующий день гольчатники, вдохновленные нашей окуневой эпопеей, собрались на ламбину за окунем, а мы сменили их на основной акватории, где решили исследовать обширный полив глубиной 18 метров. День выдался не ахти, прилично ветер задувал и пошел снег. Неустойчивым оказался и клев. Сработала одна из живцовых удочек-поставушек – попался килограммовый голец. Взяли по рыбе и Володя с Андреем. На этом клев и кончился. Решаю применить опыт подмосковных форелевых платников и половить на приманку года – джиг-головку с подсаженной силиконовой нимфой Berkley гламурного розового цвета. Утяжеляю джиг-головку до 4 грамм для ловли на большой глубине. Начав проводку ото льда, потихоньку, по метру, опускаю приманку все глубже. Когда глубина отпуска достигла 4,5 метра, следует мощная поклевка «вдогон», легкая удочка сгибается колесом, но острый крючок Gamakatsu пробивает мощную верхнюю челюсть рыбы, и голец весом 1,6 кг после непродолжительной борьбы на леске 0,25 неохотно заходит в лунку.
Есть такая рыболовная примета, что если клюнуло с первого заброса, жди неприятностей. И действительно, через какое-то время не могу просечь рыбу после хорошей поклевки на десяти метрах. Через полчаса подсекаю рыбу в том же горизонте, но опять следуют досадный проворот катушки и сход. Похоже, для успешной ловли гольца на нимфу следует применять такую же жесткую удочку, что и для ловли на блесну, и катушку «Нельму» с глухим стопором. Вес такой удочки, конечно, немаленький, и играть-мормышить будет сложно, но зато на большой глубине есть шанс сделать надежную подсечку. Глядя на мои успехи в ловле на нимфу, Володя также оснащает ею свою удочку, но в виде подвески выше блесны, и ловит пару рыб, в том числе и на подвеску. Оказалось, что и такой способ работает, хотя появляется риск зацепиться крючком подвески за лед при вываживании рыбы. День у всех прошел очень неплохо. Ребята половили на ламбине окуней, правда, трофеев в этот раз добыть не удалось. Но главное событие дня случилось вечером, когда Вадим решил проверить свои жерлицы, установленные около одного из многочисленных островов на глубине 1,5–3,0 метра. Одна из них была наживлена карасиком-пятачком. Эта жерлица призывно сигналила флагом, леска была размотана. Сразу же стало понятно, что соперник попался серьезный. Раз за разом Вадим подтягивал добычу к лунке, и раз за разом щука разворачивалась и уходила в глубину. Но в какой-то момент щука, видимо, утомилась и встала поперек лунки. Поскольку возить с собой багор – плохая примета, пришлось просить самого худенького из нас, Алексея, раздеться, просунуть руку в лунку и попытаться развернуть рыбу. И это ему удалось. Поводок длиной 35 см выглядывал из пасти щуки всего лишь на какой-то сантиметр. Поскольку длинных поводков в запасе тоже не оказалось, пришлось делать операцию по изъятию поводка и карася из желудка хищника. А вес щуки без желудка составил 7600 грамм. С других жерлиц Борис снял несколько налимов. После разбора полетов и похвальбы уловами, Саша вызвался готовить уху, на которую пошли пара гольцов и пара налимчиков, а также щучий хвост и плавники. Надо признаться, что уха вышла отменная. Особенно неповторим вкус крупной карельской щуки – ничуть не хуже осетрины.
Следующие дни были посвящены гольцу, которого мы решали половить на живца. Расставив на новом месте по одной удочке в качестве индикаторов наличия рыбы, направились блеснить на проверенные точки. Клева как такового не было, хотя я умудрился поймать пять гольцов, но, увы, все они были длиной менее 35 см и, поскольку сильно не повреждались, были отпущены обратно. И правильно. Потому что в этот день к нам приехал рыбнадзор с большой линейкой, и за каждую из таких рыб пришлось бы выложить круглую сумму штрафа. На вопрос, а что делать, если рыба сильно повреждена, ответа мы так и не получили. Вечером проверили индикаторы. На каждой удочке сидело по гольцу, парочку пришлось отпустить, а несколько были зачетного размера. На следующий день решили блеснить там, где клевало на живца. Глубина в месте лова составила 32 метра. На «точку» попал Дима и начал ловить рыбу буквально с первой же проводки. Ему удалось поймать четырех рыб, правда, размер двух из них еле-еле превышал незачетный. У нас же с Володей не было и намека на поклевку. Лишь одна живцовая удочка принесла небольшого гольца. К слову сказать, ни на одном месте, где мы ловили за эту неделю, не было вечернего выхода гольца. После 17:00 можно было смело сматывать снасти, хотя в апреле годом ранее такой выход наблюдался неоднократно. Не знаю, что подвигло Володю просверлиться уже под вечер, чуть в стороне, но он успел поймать двух отличных гольцов на блесну Professor. А у меня начались долгожданные поклевки на живца, но подвели нервы, и вместо рыбы я получил лишь пустой крючок после подсечки «по губам».
Решено было оставить живцов на ночь, и мы, довольные, отправились отдыхать на базу. Борис снял с жерлиц несколько налимов – один был очень нарядным и пузатым, весом под 3 кг. Клюнул он на стограммового окуня-живца. И вот наступил последний рыболовный день, и поэтому решили рыбачить недалеко от дома, там же, где у меня был успешный дебют с нимфой. Наш егерь Алексей в конце рыбалки даже не вынимал удочку из воды, а просто бросал ее на ночь у лунки. Утром он находил свою удочку, лежащую поперек лунки или получал поклевку на первом же взмахе. На это место утром нацелился Андрей, и был на сто процентов прав, ибо поклевки начались сразу же. Да какие! Все гольцы были не менее килограмма! Тут же поймал своего гольца под 2 килограмма и Алексей. Мы же не видели и поклевки, хотя просверлились всего в нескольких метрах от Андрея под его недовольным взглядом. В 14:00 ребята переместились на другое место, где опять отличился Андрей поимкой гольца за килограмм, а Дима нашел подводную косу с глубиной 8 метров, с которой начал ловить окуней весом до 700 грамм на 5-сантиметровый балансир неизвестного производителя.
К концу дня мы с Алексеем рванули снимать оставленные с прошлого вечера живцовые удочки. Какова же была наша радость, когда выяснилось, что все они сработали! С шести удочек сняли четырех гольцов, и три из них оказались на моих удочках. Один, самый крупный, потянул на 1,6 кг; он умудрился перехлеснуться с соседней удочкой, на которой тоже сидел голец. Вываживать такой «дуплет» было вдвойне приятно… Уже вечером, собирая вещи и упаковывая малосольную рыбку, осознали, что в этот раз озеро щедро одарило рыбой каждого из нас. Если в прошлые годы в нашей компании случалось так, что кое-кто уезжал, не увидев за неделю и поклевки, то в этот приезд бенефисы были у каждого рыболова.
Приезжайте в Карелию на подледный лов! Если будете вести себя как джентльмены и не будете жадничать, Озеро обязательно одарит вас незабываемой рыбалкой.