Любой разговор о блеснах будет неполным без практических рекомендаций по их применению. Для максимально эффективной работы блесна должна быть правильно подобрана по весу и правильно анимирована.
Вес имеет значение
Избыточный вес блесны сильно сказывается на ее игре, от качества которой зависит количество поклевок. В подборе веса все зависит от двух конкретных параметров – глубины в месте ловли и диаметра лески или шнура, которым вы пользуетесь. Точнее, параметр один – площадь поверхности конкретного отрезка лески в месте ловли. Вода несжимаема, и ее плотность совершенно одинакова и на пяти, и на двадцати метрах глубины, а вот сила трения скольжения прямо зависит от площади, на которую она воздействует. Чем тоньше леска, тем меньше эта сила влияет на игру, что позволяет использовать более легкую приманку. Я и большинство моих друзей используем для зимней ловли плетеный шнур диаметром 0,15–0,17 мм, с ним оптимальный вес блесен укладывается в диапазон от 6 до 14 г. Рыболовы, ставящие монофил диаметром 0,3 мм, вынуждены ловить на более тяжелые блесны. Тяжелая блесна имеет и больший размер, что само по себе может оказаться критичным в ловле. Чтобы определить, правильно ли подобран вес блесны под конкретную глубину и диаметр вашей лески, надо ее пару раз подкинуть. Если после подброса чувствуется отбой в руку или конец удильника, значит, ее вес избыточен. Правильно подобранный вес нагружает только кивок или кончик хлыста, и энергия падения гасится этим упругим элементом. Блесна при этом движется плавно. Это очень важно! Если чувствуется резкий отбой в руку (избыточно тяжелая блесна дергает конец хлыста), леска растягивается и дергает блесну назад. То же самое происходит и при ловле со шнуром или без кивка: кисть упруго отыгрывает и дергает в конце падения блесну назад. При этом игра блесны полностью сбивается, «обрезается», не происходит невидимых нам плавно затухающих колебаний, которые и провоцируют на поклевку осторожного хищника. Уменьшая вес блесны, мы удлиняем фазу ее свободного падения и добиваемся более активной игры на этом участке проводки. Но порой по пассивному хищнику бывает востребована только вялая, низкоамплитудная игра, добиться которой намного проще с блесной избыточного веса. Бывают и ситуации, когда на относительно мелководном участке применение сверхтяжелой блесны выгодно сказывается на клеве: отсекается мелочь и ловится трофейный хищник. Это реально работает, вот только говорить здесь об «игре» блесны не имеет смысла – она анимируется с помощью плавных покачиваний и мормышения. Стандартная техника блеснения в такой ситуации даст обратный результат – мы просто распугаем хищника под лункой.
Техника игры
Теперь несколько слов о самой технике блеснения. Она сильно отличается от техники при блеснении окуня или используемой для анимации балансиров. Она другая, и дело здесь в глубине ловли. Не так давно появившийся в интернете фильм братьев Щербаковых под названием «Подводное расследование» наделал немало шума и стал причиной жарких дебатов на форумах. Братья сняли на видео игру различных блесен на разной глубине. В их фильме наглядно показано, что любая планирующая блесна теряет свою игру на большой глубине и по характеру поведения мало чем отличается от пилькера, исчезают и медленно затухающие колебания блесны в фазе покоя. Многих это обескураживает: как можно говорить о достоинствах той или иной судаковой планирующей блесны, если ее игра на глубине сравнима с игрой гвоздя? В этом фильме есть определенная доля неумышленного лукавства. Братья ловят так, как привыкли ловить. В их водоеме нет течения и серьезных глубин. Их удильник оснащен толстым монофилом 0,4 мм, и не используется кивок. Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что кончик их удильника достаточно сильно отыгрывает после каждого подброса, что указывает на избыточный вес блесны. Монофил растяжим, и это его свойство в какой-то мере гасит энергию подброса, а потом и снижает скорость падения блесны. На падающую блесну оказывается выраженное тормозящее влияние, складываемое из силы трения скольжения и амортизирующих свойств лески. Планирующая блесна начинает медленно спускается вниз, как на парашюте, и практически лишается игры. Если бы в фильме использовался нерастяжимый плетеный шнур малого диаметра, игру блесны на 10–15 метрах глубины мы, наверное бы, увидели. В фильме дается и «лекарство», помогающее заставить играть блесну на солидной глубине. Это техника анимации, состоящая из очень коротких достаточно энергичных подбросов. Короткий подброс вызывает волну короткой длины, которая пробегает по леске, почти не теряя своей энергии, и не растягивает леску. Достаточно резкое, но короткое ускорение, приданное блесне, позволяет ей выполнить цикл игры на любой глубине.
Подавляющее большинство волжских блеснильщиков используют в ловле судака подсадку. Это может быть резка тюльки – на тройник подсаживается не один кусочек, а два-три. Количество подсадки подбирается экспериментальным путем для разных блесен. Так ловят в Татарстане, Ульяновске и Саратове. Можно подсаживать и пенопластовые шарики – так ловят в Самаре. У каждого метода есть свои приверженцы. И резка тюльки, и шарики пенопласта выполняют схожую роль – тормозят на падении передний конец блесны, позволяют быстрее ей «лечь на горизонт» и выполнить цикл игры. Это актуально при ловле именно на больших глубинах. В волжской технике блеснения нет классических размашистых подбросов и пауз разной длины. На глубине блесна лишается затухающих колебаний и пауза более 3–5 секунд неэффективна. Это тоже наглядно показано у Щербаковых. Отсутствие длительных затухающих колебаний в нашей технике игры заменяется мормышением блесны на паузе. У нас это называется дразнением. Сама игра – это череда коротких подбросов с паузой в 1–2 секунды и мормышение блесны между ними. При этом обязательна постоянная смена горизонта игры в пределах двух-трех метров от дна. Внешне это выглядит примитивно и незатейливо, но эта наработанная десятилетиями техника является единственно эффективной при глубине ловли от 8–10 метров.
В ловле судака блесной на водохранилищах Волги и Камы есть понятие «русловая ловля». О ней имеет смысл сказать отдельно. Зачастую рыболов попадает в такие условия, когда кроме большой глубины (порою и до 18–22 метров) подо льдом присутствует сильное течение. Чтобы компенсировать воздействие движущейся воды на леску, приходится значительно увеличивать вес блесны. На шнуре 0,15 мм вместо привычных блесен в 7, 9, 11 г приходится использовать блесны весом 14–18 и 24 г. Совершенно понятно, что такая избыточно тяжелая блесна перестанет играть на сбросе, да и короткие подбросы на туго натянутой текущей водой леске или шнуре уже не принесут ожидаемого результата. В арсенале блеснильщика остаются только два приема анимации – мормышение и плавное покачивание блесны на подъеме и спуске, но и такая игра очень действенна и привлекает хищника. На сильном течении хищник привязан к неровностям дна и стоит головой навстречу потоку воды. Он ждет сносимую течением жертву. Если она приближается к нему на дистанцию броска, у судака остается совсем мало времени для размышлений: атаковать объект или нет. Потому-то поклевки при ловле на течении всегда агрессивные и решительные. В русловой ловле уже не столько важны различные приемы анимации того или иного типа блесны, сколько правильно подобранный ее вес. Он должен быть таким, который позволял бы течению постоянно сносить блесну на полметра-метр за каждый цикл анимации мормышением и покачиванием, длящийся от 30 секунд до минуты. После каждого цикла блесна силой течения поднимается над дном, и рыболов постоянно добавляет недостающий отрезок лески, снова находя дно. Блесна ступенькой «шагает», удаляясь от лунки, и сама ищет хищника. Правильно подобранная по весу блесна позволяет обловить до 15– 20 метров дна от лунки вниз по течению. Увеличим вес блесны – сократим это расстояние, уменьшим – удлиним ступеньку и можем просто перескочить через пассивного хищника. В подобных условиях он атакует только наверняка и длина его броска не превышает одного метра. Знание этих несложных правил помогут вам эффективнее использовать вертикальную блесну на любом водоеме.
Источник - Газета Рыбак Рыбака
Вес имеет значение
Избыточный вес блесны сильно сказывается на ее игре, от качества которой зависит количество поклевок. В подборе веса все зависит от двух конкретных параметров – глубины в месте ловли и диаметра лески или шнура, которым вы пользуетесь. Точнее, параметр один – площадь поверхности конкретного отрезка лески в месте ловли. Вода несжимаема, и ее плотность совершенно одинакова и на пяти, и на двадцати метрах глубины, а вот сила трения скольжения прямо зависит от площади, на которую она воздействует. Чем тоньше леска, тем меньше эта сила влияет на игру, что позволяет использовать более легкую приманку. Я и большинство моих друзей используем для зимней ловли плетеный шнур диаметром 0,15–0,17 мм, с ним оптимальный вес блесен укладывается в диапазон от 6 до 14 г. Рыболовы, ставящие монофил диаметром 0,3 мм, вынуждены ловить на более тяжелые блесны. Тяжелая блесна имеет и больший размер, что само по себе может оказаться критичным в ловле. Чтобы определить, правильно ли подобран вес блесны под конкретную глубину и диаметр вашей лески, надо ее пару раз подкинуть. Если после подброса чувствуется отбой в руку или конец удильника, значит, ее вес избыточен. Правильно подобранный вес нагружает только кивок или кончик хлыста, и энергия падения гасится этим упругим элементом. Блесна при этом движется плавно. Это очень важно! Если чувствуется резкий отбой в руку (избыточно тяжелая блесна дергает конец хлыста), леска растягивается и дергает блесну назад. То же самое происходит и при ловле со шнуром или без кивка: кисть упруго отыгрывает и дергает в конце падения блесну назад. При этом игра блесны полностью сбивается, «обрезается», не происходит невидимых нам плавно затухающих колебаний, которые и провоцируют на поклевку осторожного хищника. Уменьшая вес блесны, мы удлиняем фазу ее свободного падения и добиваемся более активной игры на этом участке проводки. Но порой по пассивному хищнику бывает востребована только вялая, низкоамплитудная игра, добиться которой намного проще с блесной избыточного веса. Бывают и ситуации, когда на относительно мелководном участке применение сверхтяжелой блесны выгодно сказывается на клеве: отсекается мелочь и ловится трофейный хищник. Это реально работает, вот только говорить здесь об «игре» блесны не имеет смысла – она анимируется с помощью плавных покачиваний и мормышения. Стандартная техника блеснения в такой ситуации даст обратный результат – мы просто распугаем хищника под лункой.
Техника игры
Теперь несколько слов о самой технике блеснения. Она сильно отличается от техники при блеснении окуня или используемой для анимации балансиров. Она другая, и дело здесь в глубине ловли. Не так давно появившийся в интернете фильм братьев Щербаковых под названием «Подводное расследование» наделал немало шума и стал причиной жарких дебатов на форумах. Братья сняли на видео игру различных блесен на разной глубине. В их фильме наглядно показано, что любая планирующая блесна теряет свою игру на большой глубине и по характеру поведения мало чем отличается от пилькера, исчезают и медленно затухающие колебания блесны в фазе покоя. Многих это обескураживает: как можно говорить о достоинствах той или иной судаковой планирующей блесны, если ее игра на глубине сравнима с игрой гвоздя? В этом фильме есть определенная доля неумышленного лукавства. Братья ловят так, как привыкли ловить. В их водоеме нет течения и серьезных глубин. Их удильник оснащен толстым монофилом 0,4 мм, и не используется кивок. Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что кончик их удильника достаточно сильно отыгрывает после каждого подброса, что указывает на избыточный вес блесны. Монофил растяжим, и это его свойство в какой-то мере гасит энергию подброса, а потом и снижает скорость падения блесны. На падающую блесну оказывается выраженное тормозящее влияние, складываемое из силы трения скольжения и амортизирующих свойств лески. Планирующая блесна начинает медленно спускается вниз, как на парашюте, и практически лишается игры. Если бы в фильме использовался нерастяжимый плетеный шнур малого диаметра, игру блесны на 10–15 метрах глубины мы, наверное бы, увидели. В фильме дается и «лекарство», помогающее заставить играть блесну на солидной глубине. Это техника анимации, состоящая из очень коротких достаточно энергичных подбросов. Короткий подброс вызывает волну короткой длины, которая пробегает по леске, почти не теряя своей энергии, и не растягивает леску. Достаточно резкое, но короткое ускорение, приданное блесне, позволяет ей выполнить цикл игры на любой глубине.
Подавляющее большинство волжских блеснильщиков используют в ловле судака подсадку. Это может быть резка тюльки – на тройник подсаживается не один кусочек, а два-три. Количество подсадки подбирается экспериментальным путем для разных блесен. Так ловят в Татарстане, Ульяновске и Саратове. Можно подсаживать и пенопластовые шарики – так ловят в Самаре. У каждого метода есть свои приверженцы. И резка тюльки, и шарики пенопласта выполняют схожую роль – тормозят на падении передний конец блесны, позволяют быстрее ей «лечь на горизонт» и выполнить цикл игры. Это актуально при ловле именно на больших глубинах. В волжской технике блеснения нет классических размашистых подбросов и пауз разной длины. На глубине блесна лишается затухающих колебаний и пауза более 3–5 секунд неэффективна. Это тоже наглядно показано у Щербаковых. Отсутствие длительных затухающих колебаний в нашей технике игры заменяется мормышением блесны на паузе. У нас это называется дразнением. Сама игра – это череда коротких подбросов с паузой в 1–2 секунды и мормышение блесны между ними. При этом обязательна постоянная смена горизонта игры в пределах двух-трех метров от дна. Внешне это выглядит примитивно и незатейливо, но эта наработанная десятилетиями техника является единственно эффективной при глубине ловли от 8–10 метров.
В ловле судака блесной на водохранилищах Волги и Камы есть понятие «русловая ловля». О ней имеет смысл сказать отдельно. Зачастую рыболов попадает в такие условия, когда кроме большой глубины (порою и до 18–22 метров) подо льдом присутствует сильное течение. Чтобы компенсировать воздействие движущейся воды на леску, приходится значительно увеличивать вес блесны. На шнуре 0,15 мм вместо привычных блесен в 7, 9, 11 г приходится использовать блесны весом 14–18 и 24 г. Совершенно понятно, что такая избыточно тяжелая блесна перестанет играть на сбросе, да и короткие подбросы на туго натянутой текущей водой леске или шнуре уже не принесут ожидаемого результата. В арсенале блеснильщика остаются только два приема анимации – мормышение и плавное покачивание блесны на подъеме и спуске, но и такая игра очень действенна и привлекает хищника. На сильном течении хищник привязан к неровностям дна и стоит головой навстречу потоку воды. Он ждет сносимую течением жертву. Если она приближается к нему на дистанцию броска, у судака остается совсем мало времени для размышлений: атаковать объект или нет. Потому-то поклевки при ловле на течении всегда агрессивные и решительные. В русловой ловле уже не столько важны различные приемы анимации того или иного типа блесны, сколько правильно подобранный ее вес. Он должен быть таким, который позволял бы течению постоянно сносить блесну на полметра-метр за каждый цикл анимации мормышением и покачиванием, длящийся от 30 секунд до минуты. После каждого цикла блесна силой течения поднимается над дном, и рыболов постоянно добавляет недостающий отрезок лески, снова находя дно. Блесна ступенькой «шагает», удаляясь от лунки, и сама ищет хищника. Правильно подобранная по весу блесна позволяет обловить до 15– 20 метров дна от лунки вниз по течению. Увеличим вес блесны – сократим это расстояние, уменьшим – удлиним ступеньку и можем просто перескочить через пассивного хищника. В подобных условиях он атакует только наверняка и длина его броска не превышает одного метра. Знание этих несложных правил помогут вам эффективнее использовать вертикальную блесну на любом водоеме.
Источник - Газета Рыбак Рыбака