Пользовательский поиск

Легкие и недорогие

Выбор спиннинговой катушки – дело непростое, особенно если учесть разнообразие встречающихся на прилавках моделей. Хорошо, когда модель популярна и о ней имеются отзывы реальных пользователей. А если нет? Бывает, что о понравившейся катушке никто ничего не знает и покупать ее приходится на свой страх и риск. Поэтому в обзорах «Рыбак Рыбака» хотелось бы в первую очередь рассказать о не самых «раскрученных» моделях. В этом номере речь пойдет о двух таких катушках – сравнительно недорогих Salmo и Black Hole легкого класса.
Black Hole BX 2000
В коробке помимо самой катушки находится запасная пластиковая шпуля, черный матерчатый чехол и гарантийный талон. На коробке дается описание катушки на английском языке, а также приводится ее схема с указанием всех деталей. Корпус и ротор выполнены из черного пластика, основная шпуля алюминиевая. Металлические накладки на корпусе придают катушке необычный, оригинальный вид. Флажковый переключатель стопора обратного хода находится сзади корпуса, он достаточно удобный, хотя и сравнительно небольшого размера. Удобна и гайка фрикционного тормоза, которую без затруднений можно регулировать и дома, и на водоеме. Рукоятка «кнопочная», быстро складывающаяся. Ход узла складывания рукоятки довольно тугой, что, с одной стороны, непривычно, с другой – на рабочих качествах катушки никак не отражается. Фиксируется рукоятка надежно, без люфтов. «Фишка» рукоятки Т-образная, вполне удобная в использовании, хотя, как показала практика, не всем по душе такая конструкция этой детали. Крепится рукоятка с помощью шестигранника и фиксируется с обратной стороны винтом. Ручку без проблем можно переставить в любых условиях – фиксирующий ее винт удобный, большой, с ребристой пластиковой поверхностью. Для уменьшения люфтов служат торцевые зубья на валу ведущей шестерни и рукоятке.
Обе шпули катушки имеют одинаковую лесоемкость: 290 метров лески диаметром 0,18 мм, 230 м – 0,20 мм и 150 м – 0,25 мм. Для плетеной лески: 6 lb – 150 м, 8 lb – 110 м и 10 lb – 80 м. Диаметр переднего бортика шпули 43 мм, ширина проема под леску 16 мм. Для облегчения основной шпули в ее юбке проделаны отверстия. Имеется клипса для крепления лески, она, правда, без пластиковой подложки, так что сравнительно толстая леска при фиксации в клипсе может повреждаться. Тормозной пакет фиксируется проволочной пружинкой, состоит он из трех металлических дисков диаметром 17 мм и трех прокладок с пропиткой. Пропитки этой довольно много, так что при хранении, особенно с затянутым фрикционом, диски могут слипаться. Способ борьбы с этим явлением – ослабление фрикционного тормоза после рыбалки и периодическая профилактика катушки. Дужка лесоукладывателя жесткая, полая, диаметром 2,9 мм. Сам ролик с покрытием из желтого металла, конической формы, что служит для предотвращения закручивание лески. Вращается ролик на двух шарикоподшипниках. Механизм сброса дужки выполнен по традиционной схеме, с пружиной сжатия и металлическим толкателем. Стержень, на который надета пружина, также изготовлен из металла. Помимо механизма сброса дужки в этом же «роге» ротора помещен металлический балансировочный грузик. Сам ротор крепится гайкой, дополнительно зафиксированной маленьким винтиком. На штоке шпули расположена звездочка фрикционного тормоза, а также пластиковая шайбочка, убрав которую можно изменить профиль намотки лески. Откручивается гайка по часовой стрелке. Под ротором расположен стопор обратного хода, выполненный на основе обгонной муфты. Данный элемент здесь довольно неплохо защищен от попадания пыли и грязи, хотя все же специально испытывать его на прочность не стоит. Выше обгонной муфты установлен шарикоподшипник. Доступ к механизму катушки особых проблем не вызывает – здесь нет никаких скрытых или нестандартных винтов, достаточно открутить те, что фиксируют крышку корпуса. Ведущая шестерня отлита из цинкового сплава, ее диаметр 27 мм. На шестерне нарезано 33 зуба, ведомая шестерня имеет 6 заходов, соответственно передаточное отношение 5,5:1 (при заявленном 5,2:1). С двух сторон вала ведущей шестерни установлены шарикоподшипники. Механизм подачи шпули изготовлен по стандартной схеме: с кареткой и промежуточным зубчатым колесом, которое приводится в движение шестерней, нарезанной на валу ведущей шестерни. Зубчатое колесо механизма подачи шпули вращается на подшипнике. Диаметр оси шпули 4 мм. Смазки в механизме более чем достаточно, ее можно найти даже там, где она в принципе не нужна. Единственное замечание: механизм подачи шпули смазан слишком жидкой смазкой, которая частично вытекает внутрь корпуса. На рыбалке катушка проявила себя неплохо, никаких неприятностей типа самосброса дужки или отказа каких-либо механизмов за время ее эксплуатации не было. Единственное, укладка лески не совсем ровная, с заметными возвышениями у бортиков шпули, так что очень много лески наматывать не стоит. При использовании плетеных шнуров желательно, чтобы намотка не доходила до бортика 2–3 мм. И не стоит увлекаться рывковыми проводками – это грозит сбросом петель. При равномерной проводке приманки (ловля на блесны, воблеры-крэнки и т.п.) таких проблем не возникало. Катушка вполне подойдет на роль недорогого «агрегата» для начинающих спиннингистов, только осваивающих этот способ ловли.
Цена около 1200 рублей.
Salmo Grand Majestic 7620FD
В коробке вместе с катушкой находится запасная пластиковая шпуля. На самой коробке дается описание катушки на шести языках, адреса импортеров, а также приводится схема катушки. Корпус и ротор металлические, темно-синего цвета. Основная шпуля алюминиевая, с золотистым покрытием переднего бортика. Переключатель стопора обратного хода находится снизу катушки, он довольно маленький, – при ловле в перчатках это не очень удобно. Гайка фрикционного тормоза небольшая, с резиновой манжетой, защищающей тормоз от попадания в него воды. Регулировка тормоза в домашних условиях проблем не вызывает, а вот на рыбалке из-за небольших размеров гайки делать это не слишком комфортно. Рукоятка точеная, складывающаяся, фиксирующаяся шестигранником. Винт, крепящий рукоятку, удобный, большой, с рифленым корпусом. Впрочем, если бы пластмасса, из которой он изготовлен, была менее гладкой, было бы еще лучше, хотя особых проблем с ним не возникло. «Фишка» рукоятки удобной формы, покрыта резиноподобным материалом, так что в руках она не скользит. На мой взгляд, конструкция «фишки» одна из самых удачных. Для предотвращения люфта рукоятки служат торцевые зубья на валу ведущей шестерни и специальная звездочка на шестиграннике рукоятки.
Основная и запасная шпули имеют одинаковую лесоемкость: 125 метров лески диаметром 0,25 мм и 100 метров – 0,28 мм. Информация по емкости для плетенки отсутствует. В юбке основной шпули проделаны отверстия для ее облегчения. Клипса для крепления лески с пластиковой подложкой, защищающей леску от повреждения. Правда, клипса тугая, так что толстая леска все равно может повреждаться. Тормозной пакет фиксируется проволочной пружинкой, состоит из двух металлических дисков диаметром 20 мм и трех войлочных прокладок (практически без пропитки). Роль третьего тормозного диска выполняет металлический стакан с зубчиками, служащими для «озвучивания» вращения гайки фрикциона. Дужка лесоукладывателя полая, жесткая, диаметром 2,9 мм. Ролик конической формы, с покрытием из желтого металла. Чтобы добраться до него, нужен шестигранный ключ, что следует иметь в виду, если вы собираетесь заниматься профилактикой и ремонтом катушки. Вращается ролик на шарикоподшипнике. Механизм сброса дужки довольно необычной конструкции: с составным стержнем, на который надета пружина. Механизм заполнен густой смазкой и вращается на металлических втулках. Доступ к нему затруднен, поскольку пружина защищена дополнительной крышкой. Часть стержня, на который надета пружина, из пластмассы, толкатель же и вторая часть стержня металлические. Ротор крепится гайкой, дополнительно зафиксированной маленьким винтиком. Подшпульный узел имеет сложную конструкцию, включающую в себя шарикоподшипник. Гайка откручивается по часовой стрелке. Под ротором находится стопор обратного хода на основе обгонной муфты, кроме того, сняв ротор, можно обнаружить прикрученный к его нижней поверхности балансировочный грузик. Обгонная муфта защищена от попадания пыли и грязи специальным защитным кожухом, выше нее находится шарикоподшипник. Механизм катушки защищен крышкой, которая крепится четырьмя винтами под шестигранный ключ. Ведущая шестерня диаметром 27 мм отлита из цинкового сплава, имеет маркировку 35-В. На ней нарезан 31 зуб, ведомая шестерня имеет 6 заходов, передаточное отношение механизма 5,2:1. Подшипники установлены с двух сторон вала ведущей шестерни, в головной части ведомой шестерни, а также на оси вращения зубчатого колеса, приводящего в движение каретку механизма подачи шпули. Это колесо приводится в движение шестерней, находящейся на валу ведущей шестерни. Диаметр оси шпули 4,1 мм. Смазки в механизме достаточно, она нанесена на все трущиеся детали. За время эксплуатации катушки были замечены только две неприятные особенности. Первая – наматывать леску на катушку желательно с полностью затянутым фрикционом, иначе она будет ложиться на шпулю очень сильным обратным конусом, и влезет ее всего 25–30 метров. При полностью затянутом фрикционе укладка получается ровной, цилиндрической, без явных дефектов. Да и во время ловли фрикцион желательно сильно не ослаблять. Вторая неприятная особенность состоит в том, что при определенных положениях удилища леска может попадать в щель между роликом лесоукладывателя и ротором и повреждаться. Способ борьбы с этим – следить за натяжением лески и стараться избегать «опасных» положений удилища. В целом же катушка неплохо справляется и с равномерной проводкой, и с твитчингом, и с ловлей на джиг. Испытанный образец, к примеру, не сбросил ни одной петли, не было у него и самосбросов дужки. Так что, если иметь в виду упомянутые замечания, катушка может быть интересна спиннингистам, которые хотят подыскать рабочую модель стоимостью до 100 долларов.
Цена около 2800 рублей.
Автор
Алексей Ветров, спец-корр. РР
Газета Рыбак Рыбака