Пользовательский поиск

Доместикация волка или дикой собаки

Обосновываются положения: самой ранней породой домашней собаки является лайка; волк или дикая собака – её прародительница; происхождение лайки примерно 30 тысяч лет назад на территории Якутии связано с суровыми климатическими условиями, тяжелыми для существования как прародительнице домашней собаки, так и обитавшим охотничьим племенам.
В мире животных лучший друг и помощник человека – собака. Тем не менее «вопросы, касающиеся происхождения домашних собак, спорны и мало изучены. Недаром авторы многих книг обходят эту тему»
«Так и не удается установить, где и когда был заключен человеком союз с собакой. Даже не ясно, кем тогда была собака – волком, шакалом или просто дикой собакой, особым несохранившимся животным»
Род Canis Linnaeus (собаки, волки) выделен Карлом Линнеем в 1758 г. Он «назвал волка – собака волк (Canis lupus), … а собаку – собака домашняя (Canis familiaris)» . Чарлз Дарвин считал, что было приручено несколько видов волков. И отметил, что «возрастает в громадной степени значение изучения наших домашних форм» . Род Canis появился в плиоцене (5,3 – 1,8 млн. лет назад) в Азии и Европе. В его составе много видов, в том числе Canis familiaris Linnaeus, 1758.
«Внедрение собаки в мир человека, как предполагают, началось 15 тысяч лет назад в Восточной Азии. Шведский генетик Петер Саволайнен, проанализировав ДНК 654 псов разных пород с разных континентов, пришел именно к такому выводу. Но американский биолог Роберт Вэйн полагает, что это произошло минимум 40 тысяч лет назад» . Вывод – дольше всего собаки домашними животными являются в Восточной Азии – сделан генетиками и других стран (например, США и Австралии) на основе того, что в генном составе собак этого региона отмечены наибольшие различия, потребовавшие продолжительное время. Приводимые в статье данные уточняют начало и возможные способы доместикации (одомашнивания) волка или дикой собаки в суровых климатических условиях Якутии.
Примерно 30-35 тысяч лет назад охотничьи племена достигли арктических широт в Сибири, о чем свидетельствует стоянка палеолитического человека в устье р. Яны. Северные люди охотились на мамонтов и их «спутников». Должно быть, они заметили, что за стадами этих крупных животных наряду с ними охотятся и мигрируют в сторону северо-востока Азии волки. При этом два охотника – человек и волк – постоянно сталкивались, особенно, на «кладбищах» мамонтов. В суровых условиях Крайнего Севера, чтобы выжить, они в каких-то случаях охоты
могли объединять свои возможности, сблизиться. На ниве охоты на мамонтов и их «спутников» охотничьи племена и стаи волков показывали друг другу свои возможности и преимущества.
Древний охотник мог заметить такие качества волка, как ум, осторожность, наблюдательность, хорошо развитые слух, нюх и зрение. Волк может устраивать засаду, выжидать удобного момента для нападения на жертву, бегает быстро , вынослив, хорошо знает результативность групповой (стайной) охоты на крупных животных. Он хорошо видит в темноте, может терпеть многосуточное голодание.
Волк весьма пластичный хищник. В первое время, придя за зверем в районы Крайнего Севера с суровыми климатическими условиями, мог испытывать некоторые трудности, в каких-то случаях питаться объедками первобытного охотника. Со временем хорошо адаптировался, и в наше время всюду чувствует себя прекрасно, старается не встречаться с человеком.
Охотничьи племена в течение тысячелетий многократно могли из логовов брать на воспитание волчат. Выросшим в неволе, а затем отпущенным (из-за проблем с кормлением и содержанием) на свободу, по сути уже полудомашним волкам, в экстремальных условиях трудно было выжить. Они не могли на равных конкурировать с волками, которые в дикой природе матерыми волчицами очень рано приучаются добыванию пищи. Такие полудомашние волки, находясь на свободе, в условиях холодного, голодного края могли подлаживаться человеку, привыкать его запаху. Постепенно завоевывать доверие. От таких волков спустя тысячелетия в составе рода Canis (собаки, волки) мог начаться новый вид Canis familiaris (собака домашняя). Лай собаки – огромное ее преимущество перед волком, который только воет. Волчонок, подрастая рядом с детьми охотников, мог постепенно подражать голосу человека, начинать гавкать, а потом, спустя столетия, и лаять. Возможно, «молодые волки воют схоже с отрывистым лаем молодой собаки». «Исследователи пришли к выводу, что собачий лай стал продуктом процесса одомашнивания и играет важную роль в качестве средства общения четвероногих в своей среде и с человеком». «Ч. Дарвин считал, что роль основного и ведущего фактора в доместикационных преобразованиях играет искусственный отбор… Подчеркивал огромное значение условий среды в качестве фактора, обеспечивающего требующиеся доместикационные преобразования. Важное значение он придавал при этом также и условиям кормления».
В молодом возрасте, когда наступает переломный этап («критический период») животное приобретает так называемый ранний опыт, испытывает на себе действие соответствующего средового фактора. Ранний опыт наследственно закрепляется. Это и имеет место у одомашненных собак.
Отбор домашних собак – помощников на охоте, в которых нуждался первобытный человек-охотник, велся в основном на морфо-функциональном уровне. И это ускорило «процесс морфо-физиологической дифференциации и процесс специализации отдельных пород» . В итоге, сейчас домашние собаки очень изменчивы . Многократные свободные скрещивания с волками, предполагаемыми дикими собаками и в пределах вида Canis familiaris могли сыграть в этом большую роль. «Внешние условия изменяют потребность в тех или иных продуктах матричного синтеза, по принципу обратной связи вынуждая генетическую систему увеличить или сократить их производство. Соответствующая активизация одних элементов системы за счет других влечет за собой регуляторные и структурные перестройки, со временем приобретающие необратимый характер» . Не этими ли явлениями объясняется то, что некоторые генетики США, исследовав 10 из 350 пород домашних собак, пришли к неверному заключению (опубликовано в журн. «Nature» от 8 декабря 2005 г.): все современные породы собак произошли всего тысячи лет назад, когда человек приручил волка.
Имеется предположение, что домашняя собака – результат доместикации (одомашнивания) не волка, а дикой собаки. Если на суровый Север за зверем пришла дикая собака, давно обособленная в отдельный вид от волка или его предка, то ей в экстремальных условиях, по-видимому, было труднее, чем более крупному и сильному волку, добывать себе пищу. И она, как и в случае с предполагаемым полудомашним волком, могла постепенно подлаживаться к человеку. Дикая собака является вторым возможным предком домашней собаки.
Понятие адаптации в эволюционную теорию ввел Чарлз Дарвин. Оно «подразумевает предсуществующую среду, ставящую перед организмам проблему, которую он решает посредством адаптации… - эволюционного изменения» . Очевидно, предок домашней собаки продолжительное время на Севере сосуществовал рядом с волком, постоянно конкурировал, враждовал с ним. Волк лучше «решил» стоящую перед ним «проблему» выживания в природной среде Севера, и постепенно оказался адаптированным. Он стал прекрасно чувствовать себя. Путем истребления и многократных скрещиваний волк свел на нет в дикой природе предка домашней собаки. В Австралии есть дикая собака (динго), но это вновь одичавшая. Боязнь волка домашней собаке наследственно передалась от ее прародительницы (полудомашнего волка или дикой собаки), безуспешно пытавшейся спастись. Этим объясняется то, что охотничьи собаки, даже медвежатницы, учуяв запах волка, поджимают хвост, начинают испытывать страх (независимо от того, встречались они с этим хищником или нет).
Разные породы домашних собак могли произойти от нескольких видов волков и диких собак. «…Привычка и в некоторой степени отбор, вероятно, действовали совместно в воспитании наших собак с помощью наследственности» - писал Чарлз Дарвин в своей замечательной книге «Происхождение видов путем естественного отбора» .
По данным В.А. Корабельникова и др. самая древняя (20,9 тыс. лет) в мире находка костей домашней собаки обнаружена в Сибири около г. Красноярска, тогда как на других континентах наиболее ранние захоронения датированы: 14 тыс. лет (Европа, Германия); 10,4 тыс. лет (Америка). Обнаружение в 1972 г. на стоянке Ушки (Камчатка) останков ритуального захоронения собаки, возраст которой по радиоуглеродному определению около 11 тыс. лет , можно рассматривать как одно из доказательств того, что в этом регионе домашние собаки появились позже, чем в северных районах. Исходя из этого Крайний Север, Якутию, можно считать центром или одним из центров происхождения домашней собаки. Получается, что весьма жизнеспособная северная остроухая охотничья лайка с волчьими трехгранными клыками и торчком стоящими, как у волка, ушами – и есть самая ранняя порода домашней собаки. Само название породы «лайка» («лающий волк»; кинологами закреплено в конце 19 века) в какой-то мере свидетельство её древности. Не указывает ли оно нам, что человек путем отбора добился появления вида волка, который лает в отличие от воющего волка? Несмотря на свою древность, лишь в апреле 2005 г. Российской кинологической федерацией якутская лайка зарегистрирована как самостоятельная отечественная порода домашней собаки.
«Изучение генома собак… показало, что у них, так же как и у человека, … быстро эволюционировали гены, контролирующие работу головного мозга. Биологи предполагают, что это может быть связано с жизненной необходимостью – развитие особых способностей к предвидению чужого поведения важно для существования с другими особями, на которое обречены и люди, и собаки» . Может и так, но в предвидении чужого поведения больше всего, должно быть, нуждались охотничьи собаки, преследующие разных зверей. Этим можно объяснить быструю эволюцию генов, контролирующих работу головного мозга собаки. Универсальные охотничьи способности охотничьей лайки – свидетельство того, что она может считаться прямым потомком волка – хищника, охотника, преследующего, нападающего на зверей, животных с разными поведениями, повадками. Вот где требовалось быстрое эволюционирование упомянутых генов. Оно действительно связано с жизненной необходимостью.
Истинный охотник – волк в результате одомашнивания мог превратиться только в охотничью собаку – лайку, но ни как в боксера, пуделя, дворняжки и т.д. Одомашнивание волка, превращение его в охотничью лайку, привело к тому, что под влиянием человека – охотника (хозяина), это новое животное, по сравнению с предком, более покладистое, охотничьи его способности стали универсальными, разносторонними. Правильно воспитанная, способная якутская лайка запахи улавливает не хуже волка.
«Лайка – древняя группа собак и, видимо, одна из первых одомашненных человеком… более 20 тыс. лет назад… Среди хищников тех времен были в Евразии и дикие предки современных лаек» . «Древнейшая из всех пород лаек – ненецкая лайка… Второе название этой породы – самоедская лайка. … Ненецкие лайки следят за стадом, охраняют его, разыскивают отбившихся важенок-маток с маленькими оленятами» . Лайка произошла от волка. Прежде чем стать ненецкой породой, охраняющей стада оленей, она безусловно была, как и её предок, охотником. Поэтому трудно согласиться с вышеприведенным утверждением, что ненецкая порода является древнейшей среди лаек.
«Охотничье–промысловая собака, выведенная древними таежными охотниками, разыскивает, преследует и облаивает птицу или зверя. Ездовым же собакам не свойствен этот инстинкт облаивания… Название «лайка» было перенесено на них по признаку общего, чисто внешнего сходства». Поэтому название «ездовая лайка» неправильно .
Ученые считают, что собака оказала очень большое влияние на человека, на его психологию, охотничьи навыки, территориальное и социальное поведение. Она улавливает оттенки нашего настроения, реагирует на них. Собака в темноте в три-четыре раза видит лучше человека. Поле ее зрения составляет 240-250 градусов, больше, чем у человека. Собаки на всю жизнь запоминают запах, «обнаруживают любой индивидуальный запах со 100%-ным результатом в смеси от 2 до 11 индивидуальных запахов» . Взрослые собаки со временем стали понимать от 7 до 80 слов хозяина, в среднем–40.
Человек в Якутии появился около 30-35 тыс. лет назад; в течение примерно 20-25 тыс. лет он охотился на мамонтов. Как долго! Срок достаточный для воспитания себе помощника на охоте.
На Береляхском «кладбище» мамонтов, на 98,6% состоящем из их остатков, найдены кости волка. Некоторые кости мамонтов и других животных (имеют радиоуглеродные датировки от 10,0-12,0 до 13,7 тысяч лет) оказались погрызанными волками и росомахами, а может и собаками. Вблизи этого места была обнаружена стоянка первобытного человека. Последний на куске бивня изобразил фигуру мамонта. Как мы видим, человек и хищники оставили следы своего пребывания.
Итак, только в экстремальных условиях прародительница домашней собаки вынуждена была сблизиться с охотником, по-видимому, успешнее добывавшем мясо мамонтов и их «спутников». На основе фактических научных данных можно считать, что в нашей Якутии, крае самого сурового климата в Восточной Азии, более 30 тыс. лет назад именно охотничьи племена и дикие хищники (полудомашние волки) больше, чем соответственно люди и звери других континентов, нуждались взаимной помощи для выживания. Первобытный человек – охотник, обитавший на Севере, впервые на Земле добился одомашнивания волка, приобрел себе надежного друга и отличного помощника – собаку. Эта была несомненно лайка, возможно, якутская. Подтверждением этой версии являются находки двух черепов собаки на р. Россоха, левом притоке р. Алазея. Они залегали в слоях едомной свиты, вероятно, каргинской эпохи, возрастом около 25-35 тыс. лет . В суровых климатических условиях Якутии только якутская лайка могла появиться (примерно 30 тыс. лет назад) и выжить. Причина в том, что она азартный, универсальный, весьма выносливый и способный лесной охотник. Сохранила многие охотничьи качества волка. Автор наблюдал, как лайки совершали групповую охоту на бурундука. Первобытный человек – охотник в экстремальных условиях, должно быть, нуждался именно в таком помощнике, когда он и его лайки – единая команда (группа): собаки облаивают зверя не сзади, а бросаются вперед, оказываются впереди жертвы, останавливают её, подбегает хозяин (вожак группы). Следовательно, он учитывал при отборе указанные выше особенности будущей лайки. Одновременно это – одно из доказательств древности лайки, её связи с охотой – наиболее ранним занятием человека Крайнего Севера. Лайка – древнейшая домашняя собака. Среди них якутскую лесную охотничью лайку следует считать на Земле появившейся ранее всех других пород домашних собак. Изложенное выше позволяет утверждать, что Якутия вполне может считаться центром происхождения самой ранней породы домашней собаки, каковой является якутская лайка.
Колосов П.Н. – д.г.-м.н., гл.н.с. ИГАБМ СО РАН