Пользовательский поиск

Дневник гусиной охоты

Статья первая .
Весенняя охота на пороге. В ее преддверии открываю прошлогодний дневник и вновь переношусь в то благодатное время...

Первых грачей я увидел 13 марта. Значит, по моим наблюдениям, активная весна начнется не раньше 27 марта. Однако спокойных сборов к охоте на гусей не получилось. Виной тому Владислав Шатилов («РОГ» № 12, 2010 г.), который «засек» гусей в нашей Рязанской области аж 3 марта! Сердце заныло, сон пропал, глаза «шарят» в небесах. Шутка ли? Гуси где-то рядом, а у нас ничего не готово к их приему!
Мы – это пять любителей охоты на гусей. Какая бы весна ни была — ранняя или поздняя, – мы уходим на неделю в луга.
Пора действовать. Объявляю общий сбор на субботу 20 марта.
20 марта. Объясняю смысл происходящего: чтобы не тащить на себе перед днем открытия тяжелые, громоздкие предметы и вещи, предлагаю часть их перевезти по снегу сегодня. Кроме того, мы не заготовили дрова осенью, поэтому необходимо взять бензопилу и заготовить дрова на весь период охоты.
Отъезжаем от дома три километра. Ставим машины на небольшой площадке, дальше – четыре километра пешком. На детские санки, позаимствованные у моих внуков, грузим лом, лопаты, профили гусей, котелки, бензопилу и кое-что по мелочи... Вместо предполагаемого минуса, природа выдала плюс один. Значит, корка снега разрушена и нам придется ползти по колено в снегу. В довершение ко всему пошел дождь и не оставлял нас до конца путешествия...
Расчистили площадку от снега, заготовили дрова, притащили осиновые жерди для будущего жилища, устроили схрон для принесенной утвари. Как бы там не было трудно, но дело мы сделали.
Последующие дни после 20 марта принесли с собой и радость, и огорчение. Огорчение – весна наступает медленно. Ночью мороз 5–8 °С. Луга и поля в снегу. В лесу снега по колено. Открытие весенней охоты в Рязанской области (с 3 апреля – юг, с 10 апреля – север) на этом зимнем фоне выглядит нелепо...
25 марта. Увидел первых чибисов. Все, следом идет тепло, надо начинать заряжать патроны...
Я полностью согласен с Алексеем Шкитиным, что весенняя охота должна проходить в небольшой компании. Правда, начинающим охотникам я, например,отказать не могу. Ведь кто-то должен им показать, что такое охота. Иногда собирается народу до 20 человек, но на месте охоты я разбиваю их на группы вперемежку с опытными, хорошими наставниками, и охота ладится...
29 марта. Поступает информация о появлении гусей в Шацком, Захаровском, Пронском районах. Замечен первый косяк из 12 гусей над поселком Солотча. Гуси медленно движутся к нашим излюбленным местам...
31 марта. Руки «чешутся», и мы начинаем по списку собирать рюкзаки. Неожиданно сын Сережа выдает мысль о том, что поскольку разлив уже достиг прошлогоднего уровня, то может залить наш схрон с утварью. Недолго думая, мы втроем едем к реке. Переправились, я остался с лодкой. Пока ждал у переправы, вдалеке над лугами, где находится большое поле озимых, я увидел 5–8 птиц, похожих по полету на гусей, успел полюбоваться парой кряковых. Сердце забилось по-другому – одним словом, весна идет.
Вернулись разведчики. Сережино чутье не подвело: до схрона осталось полметра, и вода могла бы его затопить. Всё перенесли на высокий берег канавы, где устроили новый схрон.
4 апреля. Решаемся на очередное путешествие с целью переноса многочисленных вещей, корректировки нашей базы и обнаружения места присады гусей. Разлив намного превышает прошлогодний. Река выплеснулась, залила большую часть лугов, частично пашню, создавая нам трудности при переходах к намеченным местам будущей охоты. Оставив вещи и лодку на базе, мы устремляемся на озимые поля. Там нас ждет очередной сюрприз. Разлившаяся река Ока перегораживает нам путь и чуть ли не с ревом вливается в речку Старицу. Устоять в этом потоке невозможно. Но для нас преград не существует – мы ухитряемся перебраться. Я ухожу на озимые, а ребята пытаются соорудить надежную переправу. Обойдя чуть ли не все поле, ничего и никого не обнаружил. Все озимые – желтые, их побило морозом, а зазеленеет поле не раньше двадцатых чисел. Настроение отвратительное. Переправа устроена, но для чего – не знаем. Идем проверить залитые луга. Уток на разливе много, гусей не видно. И вдруг на одной косе, вдающейся в разлив, видим подъем 25 гусей. Все, гуси прилетели!
Статья вторая.
9 апреля. Гусей очень мало, но колесо весенней истории закрутилось, и первую группу «строителей» в 9 утра провожаю у переправы. С этой группой ушел мой товарищ – Виктор Шаповалов. В 12 часов встречаю остальных охотников.
Многочисленную поклажу сгружаем у переправы, пока она готовится, я последним ставлю машину на стоянку и уже пешком возвращаюсь к основной группе из 15человек. Переправились в общем хорошо. Весь переход до базы у нас занял 3 часа. Устали здорово, но, немного отдохнув и подкрепившись, пошли готовить ямы.
10 апреля. С наступлением рассвета добыли четырех гусиков. Можно считать, что охота состоялась. Теперь имею полное право отдохнуть и расслабиться. Во время первого дня охоты начинающий гусятник Гена подбил своего первого белолобого. Он выставил его вместо профиля, подставив под голову рогульку. Через несколько минут Гена посмотрел в его сторону и увидел, что тот уже шлепает по полю, а затем, расправив крылья, улетает...
11 апреля. Нас остались пятеро. Остальных ждала работа. Ушли охотники усталые, но счастливые от пережитых мгновений и пьянящего запаха весны.
13 апреля. После утренней зорьки, за которую был добыт лишь один гуменник, мы решаем охоту закончить. Гуси летят очень плохо, высоко. На небе ни облачка, профили блестят, на манки никакой реакции. Всего мы добыли 20 гусей. Вот вам и норма.
16 апреля. Отовсюду звонят охотники, делятся информацией. Выходит так, как мы и предполагали: гусь придет на наши места завтра, 17 апреля.
Не удержавшись, плывем на вечернюю зорьку. Попутно перевозим Юру, который не попал на открытие и теперь хочет взять реванш. Он будет на базе два дня. Добравшись до луговых ям, видим на подсыхающих заливах сотни гусей. Ближе к вечеру стаи видны повсюду, но, подлетев на наши манки, они кружатся на высоте не менее 60 метров. В таких «высотников» мы не стреляем. Не снижались они оттого, что профили оставлены на базе, до которой топать и топать...
Пожелав Юре ни пуха и ни пера, уходим домой, а он на базу. Гусей все больше и больше, но меня и Сережу ждет работа....
17 апреля. В 9 утра звоню Юре и слышу чуть-ли не стон. Спрашиваю: «Может, получил ожог руки от накалившихся стволов?» Юра подтверждает мои предположения и рассказывает, что в ночь с 16-го на 17-е до двух часов ему казалось, что он находится на гусиной ферме. Гуси были везде: и в небе, и на земле, и за базой. С 5 часов утра на его манок и профили пошла армада гусей. Такого он не видел никогда. Последний вал прокатился ровно в 8 часов. Он же в это время «бездарно» мазал и добыл лишь двух белолобых. В 11:00 закапал первый весенний дождь.
18 апреля. Я и Миша Елисеев в 10 часов уходим в луга. У реки встречаем и переправляем Юру, который рассказывает нам о своих приключениях. В настоящее время гусь затих и обосновался в 600 метрах от базы на заливных лугах.
В 12:00 мы на базе. С севера на юг вновь потянул гусь. Пролет идет над нашими ямами на пашне. Не спеша готовимся к вечеру: рубим дрова, стелим постель, расставляем посуду, кипятим чай. В 14 часов идем к ямам. Из первой налетевшей стаи выбиваем двух белолобиков и... лет прекращается. Пытаемся укусить себя за локти, но до них не достать. Как всегда, мы сильны «задним умом». До 19 часов полный штиль.
И, как это всегда бывает, неожиданно мы видим удивительную картину. В километре от нас поднимается тьма гусей. Мы не можем даже мысленно представить, сколько их там. У меня ощущение, что над болотами вьются полчища комаров, а Миша сравнил увиденное с роящимися пчелами. Гуси начинают разбиваться на отдельные стаи по 50–100 голов, и часть их движется в нашем направлении.
Однако удача от нас отворачивается, и мы делаем первого подранка, который садится на луговину в 250 метрах. Миша идет его добирать, но пока он обходит болота, гусь, заметив преследователя, ударяется в бега. Далее к подранку садится стая в 20 голов. Они начинают оживленно разговаривать, а затем вместе с раненым товарищем улетают. Так мы стали свидетелями настоящей дружбы.
Через некоторое время делаю подранка я, и он утягивает на луга, где ранее виденная картина почти в точности повторяется. Вот так бы всегда поступали мы, люди.
К 21:00 налетавших стай было много, но мы по непонятным причинам «мазали» или не стреляли из-за высоты. Наконец с наступлением темноты из очередной стаи выбиваем трех гуменников. Одного, раненного в крыло, берем живым и возвращаемся на базу.
В 23:00 к нам приходит гость Сергей и приносит патроны. Сергей счастлив от наших рассказов и хоть сейчас готов бежать в ямы. Поужинав, мы ложимся.
19 апреля. С пашни мы решили перебраться в луговые ямы, где по наблюдениям пролет более оживленный. В течение дня выбиваем свои нормы и делаем двух подранков. Но они уходят в сторону одинокого охотника у реки, где слышны выстрелы. Значит, добрал, значит, не пропали даром....
20 апреля. До 14:00 нормы добычи выполнены. В завершение Сергей и Миша делают по красивому выстрелу, и два гуменника, с высоты не менее 70 метров, падают чуть ли не в ямы. На сегодня охота окончена. Пора домой.
22 апреля. Я, Гена и Саша с 18 часов сидим в луговых ямах. Мы мокрые, как куры, потому что идет дождь, временами ливневый. Наши плащи, ружья, профили блестят, и поэтому гуси проходят на высоте. Охота идет к завершению У меня остался последний день охоты – 24 апреля.
24 апреля. 10:00. Иду к ямам на пашне, где накануне обосновались Сережа и Юра. Ветер очень сильный. Я не слышу выстрела, но вижу, как откуда-то с неба, кувыркаясь, на пашню падает гусь.Оказалось, что ребята держали этого одиночку на манках четыре круга. И лишь на пятом, когда он немного снизился, Сережа его сбил. Вот это выдержка, вот это мастерство! Молодцы!
К 14 часам я добываю своего последнего в этом сезоне гуся. Перелет прекратился, и мы подумываем о возвращении домой. Однако еще до 18 часов сидим на пронизывающем ветру...
В 19:00, поблагодарив Хозяина полей и лугов за охоту, возвращаемся к машине, а гуси, пролетающие совсем низко, машут нам крыльями...
Итоги. Охота состоялась. Все, кто желал поохотиться, видели, стреляли и добывали гусей. Кто меньше, кто больше, но все получили заряд адреналина, незабываемые воспоминания. Трудности с переходами, жаркое солнце, проливные дожди со снегом и пронизывающий ветер не были помехой для настоящих охотников.
Гусей в этом году прилетело не меньше, чем в прошлом, но шел гусь неравномерно, часто на большой высоте, с большими промежутками. По сравнению с 2009 годом, когда наша группа в меньшем составе добыла 72 гуся, в этом году с большим числом охотников добыли 51-го. Отличился Миша Елисеев, взявший двадцать птиц.