Впервые в Российской Империи Правила об охоте были утверждены 3 февраля 1892 года Государственным Советом, но они распространялись на отдельные территории страны и не вводили сословных ограничений.
Проект первого закона «Об охоте» был обсужден в 1909 году в Москве на II Всероссийском съезде охотников и не получил одобрения, так как в нем игнорировались интересы охотничьего промысла и ущемлялись права неимущих охотников. Это в монархической России, с ее исторически сформированными классовыми сословиями: разночинцами, дворянами-помещиками, графами-князьями и прочими вельможными особами, дрогнуло сердце и пролилась слеза сострадания за судьбу неимущих смердов!
А вот теперь, спустя 100 лет, наш «имущий» класс, без какого-либо сострадания, не дрогнув, поддержал этот проект под названием «Федеральный закон об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон «Об охоте»). Этим законом, принятым Госдумой РФ 24 июля 2009 года, почти три миллиона граждан России, являющихся охотниками-любителями от рождения, отброшены назад, ко времени отмены крепостного права.
Теперь рядовые граждане-охотники России, в том числе и промысловики, которым уготована участь стать «наемными работниками», могут охотиться на зайца и лису в угодьях «имущих собственников» только с их разрешения, заплатив внушительный денежный побор.
Сейчас повсеместно стоимость права охоты на зайца и запаршивевшую и никому не нужную лисицу оценивается в полторы-две тысячи рублей. Даже в том случае, если зайца в угодьях нет, – просто так, за дырку в бублике. Деньги назад не возвращаются: что с возу упало, то пропало!
ОХОТНИЧЬЯ СТРАСТЬ – ЭТО ВРОЖДЕННОЕ
С самого начала возникновения жизни на земле источником существования древних людей была охота на диких животных. На скальных рисунках сохранились охотничьи сцены. Охота была уделом сильных и храбрых мужчин, она развивала физическую силу и выносливость, внедряла и укрепляла в сознании чувство ответственности перед племенем в борьбе за выживание, обязывала передавать свой опыт молодому поколению.
Со временем люди научились одомашнивать диких животных как для получения мяса и шкур для одежды, так и для тягловой силы в хозяйственных работах. Охота стала уходить в прошлое, забываться и только у части людей она осталась в виде страсти, тяги к общению с природой. Охотниками не становятся, ими нужно родиться. Общение с природой на охоте и сам процесс выслеживания дичи благотворно влияют на укрепление здоровья охотника, восстанавливают утерянные в суете жизни душевные силы, излечивает нервные стрессы и вялотекущие внутренние болезни.
Классик охотничье-исследовательской литературы Сергей Аксаков писал: «Кто заставляет в осенний дождь и слякоть таскаться с ружьем, иногда очень немолодого человека, по лесным чащам и оврагам, чтобы застрелить какого-нибудь побелевшего зайца? Охота. Кто поднимает с теплого ночлега хворого старика и заставляет его на утренней заре, в тумане, сырости сидеть с удочкой на мокром берегу? Охота. Охота, без сомнения одна охота. Вы произносите это волшебное слово и все понятно…»
Писатель-охотник И.С. Тургенев утверждал, что «охотничья страсть вообще свойственна русскому человеку; дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить, в одних лаптишках по болотам и лесам, с утра до вечера». Старейший советский ленинградский писатель-охотник А. Ливеровский в своей книге «Охотничье богатство» писал в конце XX века: «Славлю охоту! Она сделала меня мужчиной здоровым и выносливым, уверенным в своих силах. В детские годы была любимой увлекательной игрой и отучила бояться неведомого… В дни молодости уводила от дружеских попоек, картежной игры, дешевых знакомств, показной стороны жизни. Зрелого – натолкнула на радость познания родной природы. Под уклон жизни – спасла от многих разочарований и психической усталости».
Охота – это часть национального быта жизни нашего народа. Родина у охотников начинается с детства, с первой встречи с охотничьей книжкой, выходом мальчишкой с ружьем в поле, выслеживания дичи, с первым трофеем. Кто не стремится вернуться хотя бы в памяти снова и снова в давно минувшее, передать это увлечение детям и внукам!
160 лет назад охотник И.С. Тургенев писал: «...сошелся я в поле и познакомился с одним калужским… страстным охотником и, следовательно, прекрасным человеком».
Группа калужских охотников из-за одной только романтики дважды ездила за 200 км на «Нивах» по заросшим болотистым просекам на место этой встречи – усадьбу Хоря. Первую организовывал мой сын, вторую в этом году – внук. Я узнал об этом только потом, что было для меня приятной неожиданностью.
Все, что осталось там, – это заросшие поляны и памятная доска, установленная журналистом-охотником В. Песковым. Спасибо ему!
Дмитрий ПЕТИН
Фото Ильи ЛИПИНА
Фото Ильи ЛИПИНА
Опубликовано в: "Российская Охотничья Газета" №10(866) от 01.03.2011