К великому сожалению, в современных условиях стрелково-стендовый спорт стимулируется в основном личной заинтересованностью стрелка или охотника
Это мы, дети войны, учились меткой стрельбе по диким птицам и зверям. Благо их после войны в угодьях было много. Но сегодня таких угодий в нашей стране, к сожалению, нет или осталось очень мало. Да и грешно учиться в современных условиях меткой стрельбе по «братьям нашим меньшим». С середины прошлого века в нашей стране широкое распространение получил стрелковый спорт. И с сегодняшним положением он не идет ни в какое сравнение. В советское время существовала достаточно организованная и стимулируемая государством система стрелковой подготовки школьников и молодежи в школах, вузах, многочисленных охотничьих и спортивных организациях. Развитию стрелкового спорта отводилась важная роль в деле подготовки населения к защите Отечества. Юноши и девушки, пожелавшие заниматься стендовой стрельбой, имели возможность посещать секции и кружки при спортивных и охотничьих обществах. А зрелые мужчины шли в охотколлективы, чтобы получить право вступить в члены этого общества, купить свое первое ружье и влиться в дружное братство охотников страны. Там проводились массовые соревнования по стрельбе. Особенно были любимы такие соревнования, как «День открытого стенда». В них мог принять участие любой охотник, имея при себе охотбилет данного общества и ружье. Это был настоящий праздник. И, заметьте, массовый. Стрелковые и охотничьи кружки и секции при обществах охотников проводили теоретические занятия, тренировки и соревнования. Участие в соревнованиях стимулировалось возможностью быть зачисленным в «Школу повышенного мастерства» (примерно такой путь прошел автор статьи) и расти в спортивном отношении. Участие охотколлектива в общественной работе и спортивных соревнованиях поощрялось выделением спортивной бесплатной лицензии на отстрел копытных, а особо отличившимся охотникам предоставлялось преимущественное право в приобретении ружья.К великому сожалению, в современных условиях стрелково-стендовый спорт стимулируется в основном личной заинтересованностью стрелка или охотника. Спортивные общества ушли в прошлое. Еще как-то удается проводить бесплатно соревнования среди членов ВОО (Военно-охотничье общество), да и то эпизодически. Бывая в охотничьих хозяйствах, от их руководителей не раз приходилось слышать о низкой стрелковой подготовке охотников. Особенно это проявляется в охоте на копытных. Нередки случаи промахов, а еще хуже – недобранные подранки.
По моему глубокому убеждению, учиться метко стрелять никогда не поздно. И вовсе не для того, чтобы «навалять» гору трофеев. Ведь меткий выстрел – украшение охоты. Мне могут возразить, что не во всех уголках нашей Родины имеются стрелково-стендовые комплексы, где можно приобрести начальные навыки в стрельбе. Но это не такая уж неразрешимая проблема. В этой статье мне хотелось бы поделиться с охотниками личным опытом в приобретении сноровки в меткой стрельбе.
С 12 лет моя жизнь неразрывно связана с ружьем. Жена смеется: «Ты, наверное, родился с ним?» Владея берданкой 28 калибра, я очень хотел научиться из нее метко стрелять. Как-то в сельской библиотеке на глаза попалась книга В.К. Арсеньева «В дебрях уссурийского края». Название книги заинтриговало, и я на одном дыхании проглотил ее. Меня поразил эпизод, в котором автор рассказал о меткой стрельбе Дерсу Узала из винтовки по уткам. Вот как об этом пишет Владимир Клавдиевич: «В это мгновение над нами высоко пролетала утка. Дерсу быстро поднял ружье и выстрелил. Птица, подстреленная пулей, перевернулась в воздухе, камнем полетела вниз и грузно ударилась о землю». Удивленному Арсеньеву Дерсу предложил бросать кверху камни величиной с куриное яйцо. «Я бросил десять камней, – пишет В.К. Арсеньев, – и восемь из них он в воздухе разбил пулями». Какое юное охотничье сердце не забьется трепетно при чтении этого эпизода! Мое разгоряченное воображение рисовало картинки охоты, где от моих метких выстрелов птицы «умирали» в полете, а звери на бегу. С того момента я вознамерился научиться так же метко стрелять, как Дерсу. Среди моих земляков стрельба влет не особенно культивировалась. Но я не упускал возможности выстрелить по голубю влет или в хитрющую ворону. Утки, кроншнепы, стрепеты довольно часто становились моей добычей, подстреленной влет. Перед призывом в армию я случайно попал на стенд. И все. Стрельба по тарелочкам на круглом стенде меня захватила. В годы учебы в академии М.В. Фрунзе, я серьезно занялся стендовой стрельбой и за три года выполнил норму мастера спорта СССР. В конце 90-х годов прошлого столетия не всегда находились деньги для посещения стенда. Мы с друзьями на Кузьминском стрелково-стендовом комплексе ВОО собирали стреляные гильзы, пыжи-концентраторы и снаряжали патроны самостоятельно. Однажды я рассказал товарищам, как стал свидетелем обучения В. Малаховым группы ребят стрельбе по тарелочкам. «Изюминка» его метода хорошо видна из следующего эпизода. На стенде отключили электроэнергию, и, чтобы не срывать занятия, Малахов уложил наклонно гладкую доску и, как заправский хоккеист, клюшкой метал мишени, а ребята по очереди по ним стреляли. Дальность заброса была не более 30 м, что заставляло ребят быстро реагировать на мишень.
На стенде после окончания стрельб мы собирали уцелевшие тарелочки, укладывали их в коробки и везли с собою на охоту. В перерывах между зорьками укладывали кусок оргалита и использовали его как трамплин для тарелочек. У нас был один «хоккеист» с дальностью заброса до 40 м. Вот и тренировка. В последующем мы разжились списанной машинкой. Отремонтировали ее и с комплектом собранных, а позже купленных мишеней ехали на охоту. Многие стали стрелять по мишеням, траектории которых совпадали с полетом утки или бекаса, по которым был допущен промах. Примерно так, как это делали родоначальники круглого стенда – отец и сын Дэвисы и их сосед Форстер.
Сейчас машинку и тарелочки можно купить вскладчину. Есть только один нюанс. Вы ее не установите где вздумается и не начнете стрельбу. Для этого надо испросить разрешение в том районном отделении милиции, где вы охотитесь. Да и владельцы земли не всегда приветствуют такую стрельбу. Однажды мы устроили стрельбу на просторном лугу у реки. К нам подошел местный житель и заявил, что это его земля. Здесь он косит сено, а мы засоряем луговину битыми тарелочками, стреляными гильзами и свинцовой дробью. Пришлось прекратить стрельбу и извиниться. В следующие выезды все это нами учитывалось, и больше мы в подобные ситуации не попадали.
Такая стрельба на охоте должна только приветствоваться. Некоторым руководителям охотничьих хозяйств я не раз задавал вопрос: «Почему вы не построите объединенную площадку для круглого стенда и компакт-спортинга? Это позволило бы азартным охотникам настреляться всласть, выпустить «пар» и удовлетворенными уехать домой. Тогда бы в угодьях стало меньше бестолковой стрельбы, больше покоя и тишины для диких животных. Да и хозяйству была бы определенная прибыль». Все соглашались, мол, давно пора. Но проходят годы, а воз и ныне там.
А жаль. Чтобы меньше «краснеть и злиться», статью закончу словами классика правильной охоты С.Т. Аксакова, который говорил: «Стрелять постоянно, стрелять как можно больше – и будешь стрелять хорошо, то есть попадать в цель метко. Это истина, не подверженная сомнению; исключения чрезвычайно редки».
Источник - МК