В Якутии с ее обширными территориями и практически полным отсутствием дорог добраться из пункта А в пункт Б — задача порою для обычного автотранспорта нерешаемая. Да и спецтехника — танкетки и конвейерные вездеходы — не всегда отвечает возложенным на нее ожиданиям. Три года назад умельцы из Мирного — отец и сын Смурыгины — у себя в гараже создали уникальный вездеход, для которого практически нет недосягаемых мест.
Недавно этим чудом автопрома заинтересовалась республиканская служба спасения и «Ураанхай» (как его окрестил начальник республиканской службы спасения Николай Находкин) доставили в Якутск. Естественно, мы не могли обойти такое событие стороной и воспользовались первой же возможностью устроить тест-драйв.
Когда видишь вездеход на фотографиях, он кажется просто большим, но когда подходишь к нему вплотную, понимаешь: он огромный! Еще бы, ведь стоит он на колесах от «Кировца» — К-700. Для уменьшения давления конструкторы срезали с каждого колеса верхний слой резины.
— Срезали вручную, три дня по 12 часов, — рассказывает Александр Смурыгин, — килограммов сто, наверное, получилось с колеса.
Покрышки «сидят» на самодельных дисках. А тормозит эта махина посредством самодельных же дисковых тормозов, выточенных из железа.
Вообще, этот автомобиль собрал в себе запчасти чуть ли не от десятка различных машин. Рама и кузов — от УАЗ-Патриот, только в полтора раза длиннее и шире. Двигатель — дизельный от микроавтобуса «Ниссан-Караван» — DT-27, объемом 2700 куб. сантиметров. Два топливных бака на 120 литров каждый. Расход топлива — 20 литров на 100 км по трассе и около 40 по бездорожью. Раздаточная коробка — от ГАЗ-66, руль с гидроусилителем.
— Вы не смотрите на обилие импортных деталей, мы же собирали его из того, что было, — рассказывают конструкторы, — они все могут быть заменены отечественными аналогами.
Внутри «Ураанхай» вполне комфортабелен, конструкторы оставили сиденья от «Патриота» и даже самостоятельно пошили на них чехлы под камуфляжный цвет автомобиля.
— До этого мы уже сделали один вездеход — трехколесный. Когда приступили к конструированию этой машины, задумались в том числе и о комфортности.
Выезжаем на асфальт. Водители и пассажиры редких встречных автомобилей буквально сворачивают головы при виде нашей машины. По асфальту она легко разгоняется до 60 км/ч.
— Жаль, прогрели мало, — говорит младший Смурыгин — Константин, — она и 90 по трассе легко идет.
Но не для того мы выгоняли «Ураанхай» из гаража, чтобы кататься на нем по асфальту. И первое испытание, которое встречается на пути, — небольшое озеро, покрытое снегом. То, что машина проедет по «целине» без проблем, сомнений ни у кого не вызывает. В двух местах снег образует валы почти в метр высотой. Но и это препятствие машина берет без проблем.
— Поехали на «ямку», — говорит отец, — чего тут глупостями заниматься.
Проезжаем чуть дальше и снова съезжаем на обочину. Вдоль дороги в кювете идет замерзшее русло ручья, образовывая сложный рельеф. Кроме того, дорога к нему заросла тальником и елками. Но под колесами вездехода тальник приминается как трава.
— Это что! — рассказывает Александр. — Мы однажды поехали в тайгу, и у нас на пути встала небольшая рощица с деревьями 20-30 сантиметров в диаметре. Наш пассажир предложил объехать, найти другую дорогу, но мы пошли напролом. Прошли, выехали на поляну, смотрим назад, а там частокол. Пришлось нам обратно снова через лес пробираться, иначе прокололи бы все колеса.
Наконец подъезжаем к ручью, одного взгляда на «дорогу» достаточно, чтобы понять: ни на автомобиле, ни на тракторе, ни на чем-либо еще здесь проехать не удастся. Но водитель уверенно нажимает на газ и ведет вездеход вперед. Независимая подвеска и колеса под два метра преодолевают этот отрезок, как говорится, «даже не вспотев». В салоне в это время не очень комфортно — пассажиров болтает из стороны в сторону. А когда машину накреняет более чем на 45 градусов, кажется, что она вот-вот перевернется, непроизвольно начинаешь искать, за что бы ухватиться.
— Не боись, — подбадривает водитель, — и не по таким оврагам ездили.
Через минуту препятствие оказывается позади.
— А он у нас еще и плавает, — говорит Александр, когда мы возвращаемся на базу. Движением фокусника он дергает за рычаг, и сзади вываливается винт.
— А его откуда взяли? С лодочного мотора? — Нет, зачем? Костя сам все рассчитал и самостоятельно выточил.
По словам изобретателей, в стоячей воде скорость «Ураанхая» — 7-10 километров. Рулить в воде, так же как и на суше, можно посредством передних колес.
— Конечно, на далекие заплывы он не рассчитан, но вот Вилюй мы на нем легко переплывали.
Тут мы еще много чего напридумывали, но пока рассказать не можем, вот патент получим, тогда пожалуйста, а то это не тест-драйв, а какой-то промышленный шпионаж получится.
Единственная проблема, которая сейчас стоит у владельцев, — это оформление автотранспорта. Он не подходит ни под один из стандартов: для автомобиля слишком большой, для трактора слишком широкий. Но если все-таки «Ураанхай» встанет на «вооружение» службы спасения, то автоматически получит статус спецтехники и проблемы с оформлением отпадут.
— Мы сейчас всерьез задумались над тем, чтобы остаться в Якутске и поставить производство «Ураанхаев» на поток. Осталось только найти инвесторов, готовых вложиться в это дело.
Источник -газета Якутск Вечерний
Недавно этим чудом автопрома заинтересовалась республиканская служба спасения и «Ураанхай» (как его окрестил начальник республиканской службы спасения Николай Находкин) доставили в Якутск. Естественно, мы не могли обойти такое событие стороной и воспользовались первой же возможностью устроить тест-драйв.
Когда видишь вездеход на фотографиях, он кажется просто большим, но когда подходишь к нему вплотную, понимаешь: он огромный! Еще бы, ведь стоит он на колесах от «Кировца» — К-700. Для уменьшения давления конструкторы срезали с каждого колеса верхний слой резины.
— Срезали вручную, три дня по 12 часов, — рассказывает Александр Смурыгин, — килограммов сто, наверное, получилось с колеса.
Покрышки «сидят» на самодельных дисках. А тормозит эта махина посредством самодельных же дисковых тормозов, выточенных из железа.
Вообще, этот автомобиль собрал в себе запчасти чуть ли не от десятка различных машин. Рама и кузов — от УАЗ-Патриот, только в полтора раза длиннее и шире. Двигатель — дизельный от микроавтобуса «Ниссан-Караван» — DT-27, объемом 2700 куб. сантиметров. Два топливных бака на 120 литров каждый. Расход топлива — 20 литров на 100 км по трассе и около 40 по бездорожью. Раздаточная коробка — от ГАЗ-66, руль с гидроусилителем.
— Вы не смотрите на обилие импортных деталей, мы же собирали его из того, что было, — рассказывают конструкторы, — они все могут быть заменены отечественными аналогами.
Внутри «Ураанхай» вполне комфортабелен, конструкторы оставили сиденья от «Патриота» и даже самостоятельно пошили на них чехлы под камуфляжный цвет автомобиля.
— До этого мы уже сделали один вездеход — трехколесный. Когда приступили к конструированию этой машины, задумались в том числе и о комфортности.
Выезжаем на асфальт. Водители и пассажиры редких встречных автомобилей буквально сворачивают головы при виде нашей машины. По асфальту она легко разгоняется до 60 км/ч.
— Жаль, прогрели мало, — говорит младший Смурыгин — Константин, — она и 90 по трассе легко идет.
Но не для того мы выгоняли «Ураанхай» из гаража, чтобы кататься на нем по асфальту. И первое испытание, которое встречается на пути, — небольшое озеро, покрытое снегом. То, что машина проедет по «целине» без проблем, сомнений ни у кого не вызывает. В двух местах снег образует валы почти в метр высотой. Но и это препятствие машина берет без проблем.
— Поехали на «ямку», — говорит отец, — чего тут глупостями заниматься.
Проезжаем чуть дальше и снова съезжаем на обочину. Вдоль дороги в кювете идет замерзшее русло ручья, образовывая сложный рельеф. Кроме того, дорога к нему заросла тальником и елками. Но под колесами вездехода тальник приминается как трава.
— Это что! — рассказывает Александр. — Мы однажды поехали в тайгу, и у нас на пути встала небольшая рощица с деревьями 20-30 сантиметров в диаметре. Наш пассажир предложил объехать, найти другую дорогу, но мы пошли напролом. Прошли, выехали на поляну, смотрим назад, а там частокол. Пришлось нам обратно снова через лес пробираться, иначе прокололи бы все колеса.
Наконец подъезжаем к ручью, одного взгляда на «дорогу» достаточно, чтобы понять: ни на автомобиле, ни на тракторе, ни на чем-либо еще здесь проехать не удастся. Но водитель уверенно нажимает на газ и ведет вездеход вперед. Независимая подвеска и колеса под два метра преодолевают этот отрезок, как говорится, «даже не вспотев». В салоне в это время не очень комфортно — пассажиров болтает из стороны в сторону. А когда машину накреняет более чем на 45 градусов, кажется, что она вот-вот перевернется, непроизвольно начинаешь искать, за что бы ухватиться.
— Не боись, — подбадривает водитель, — и не по таким оврагам ездили.
Через минуту препятствие оказывается позади.
— А он у нас еще и плавает, — говорит Александр, когда мы возвращаемся на базу. Движением фокусника он дергает за рычаг, и сзади вываливается винт.
— А его откуда взяли? С лодочного мотора? — Нет, зачем? Костя сам все рассчитал и самостоятельно выточил.
По словам изобретателей, в стоячей воде скорость «Ураанхая» — 7-10 километров. Рулить в воде, так же как и на суше, можно посредством передних колес.
— Конечно, на далекие заплывы он не рассчитан, но вот Вилюй мы на нем легко переплывали.
Тут мы еще много чего напридумывали, но пока рассказать не можем, вот патент получим, тогда пожалуйста, а то это не тест-драйв, а какой-то промышленный шпионаж получится.
Единственная проблема, которая сейчас стоит у владельцев, — это оформление автотранспорта. Он не подходит ни под один из стандартов: для автомобиля слишком большой, для трактора слишком широкий. Но если все-таки «Ураанхай» встанет на «вооружение» службы спасения, то автоматически получит статус спецтехники и проблемы с оформлением отпадут.
— Мы сейчас всерьез задумались над тем, чтобы остаться в Якутске и поставить производство «Ураанхаев» на поток. Осталось только найти инвесторов, готовых вложиться в это дело.
Источник -газета Якутск Вечерний