Пользовательский поиск

Обсуждаем закон

Основным недостатком Закона является отсутствие переходного периода по замене общественных охотничьих билетов на государственные
18 апреля в Комитете по природным ресурсам, природопользованию
и экологии Государственной Думы прошли парламентские слушания
по вопросам применения законодательства об охоте. Принятый закон «Об охоте...» (далее – Закон) должен вступить в силу 1 июля этого года.

Первым выступил директор Департамента охоты Министерства природных ресурсов и экологии А.Е. Берсенев. В своем выступлении он отметил, что данный Закон впервые ввел регулирование отношений в области охотничьего хозяйства. Однако докладчиком были отмечены некоторые недочеты закона. По мнению представителей Комитета по природным ресурсам, из Закона следует исключить отказ в получении охотбилета лицам с непогашенной судимостью. Во-первых, такие лица и так лишены права на получение оружия, во-вторых, производить охоту можно и без применения оружия. Эту же идею высказал главный координаторо проектов российского представительства программы TRAFFIC Всемирного фонда дикой природы А.Л. Вайсман. А.Е. Берсенев отметил, что в настоящее время в соответствии с Законом происходит ознакомление с охотничьим минимумом, а незнание элементарной техники безопасности приводит к многочисленным несчастным случаям при обращении с охотничьим оружием. Директор Департамента также отметил проявления бюрократизма при выдаче разрешений на охоту, с чем в прошлом году столкнулись охотники. Чтобы получить разрешение на охоту, надо было заполнить несколько бланков, написать заявление, что отнимало много времени и толкало охотников на невольное браконьерство. Большое внимание докладчик уделил охотхозяйственным соглашениям на пользование охотничьими ресурсами. В соответствии с Законом охотхозяйственные соглашения заключаются на срок от 20 до 49 лет, что, по мнению охотдепартамента, носит коррупционный характер. С кем-то могут заключить соглашение на 20 лет, а с кем-то на 49. По мнению выступающего, данное соглашение необходимо заключать в соответствии с заявлением охопользователя.
Основным недостатком Закона является отсутствие переходного периода по замене общественных охотничьих билетов на государственные. Действительно, вряд ли под силу поменять всем охотникам билеты в течение месяца. О введении переходного периода от 3 до 5 лет высказался В.Н. Иванченко, заместитель директора Департамента охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Ростовской области. Докладчиком также была отмечена необоснованно высокая госпошлина на добычу охотничьих ресурсов в 400 рублей и было предложено снизить ее до 50 рублей.
Многие докладчики (А.С. Матвеев – председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, А.А. Турушев – руководитель агентства по охране и использованию животного мира в Камчатском крае; Т.С. Арамилева – начальник Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края; А.Г. Лиманзо – вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и др.) затронули проблемы коренных и малочисленных народов севера.
Охотничий участок охотника-промысловика может составлять более 100 тыс. га. Об исключении из Лесного кодекса арендной платы за пользование охотничьими угодьями в целях промысловой охоты высказались руководитель службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края А.В. Шкляев и главный координатор проектов российского представительства программы TRAFFIC Всемирного фонда дикой природы А.Л. Вайсман, так как заплатить за такие угодья никто не в состоянии. Последним было высказано интересное предложение. В соответствии с данным Законом существует список охотничьих видов животных, однако добывается значительное количество земноводных, птиц и других животных, которые не входят в этот список, а значит, не охраняются. Было предложено урегулировать этот вопрос. К примеру, добыча тигра не является незаконной охотой, т.к. он не является охотничьим видом. Кроме этого, А.Л. Вайсман предложил заменить формулировку Закона о том, кто такой охотник. В соответствии с нынешней редакцией охотником является человек, внесенный в реестр охотников. Но, как справедливо заметил А.Л. Вайсман, охотником является человек, имеющий действующий охотничий билет, а внесли его в реестр или не внесли, – за это должны отвечать сотрудники Минприроды, а не он.
Многие присутствующие высказались за создание рабочей группы по внесению поправок в данный Закон, чтобы в результате опять не получился документ, который никуда не годится.
В конце парламентских слушаний председательствующий В.Г. Малеев, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, предложил проголосовать за проект данных поправок и взять их за основу при подготовке Закона. Проект был принят большинством голосов. Двое воздержались, а С.П. Матвейчук, старший научный сотрудник отдела «Хозяйство и Право» ГНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Жидкова Россельхозакадемии, проголосовал против. Свое возражение он обосновал тем, что эти поправки опять попадут в Департамент охоты и ничего сделано не будет. Однако председательствующий В.Г. Малеев пояснил, что мы находимся не в Министерстве природных ресурсов, а на территории Госдумы, и рассматривать поправки в Закон будет рабочая группа Комитета по природным ресурсам.