Пользовательский поиск

Ложь в прямом эфире?

В стране полным ходом идет приватизация лучших рыболовных угодий, которую для приличия оформили в виде так называемых конкурсов рыбопромысловых участков.
Недавно на Можайском водохранилище довелось услышать разговор нескольких рыбаков, которые собрались на автобусной остановке в Ильинском.
– Да из-за чего шум-то? – говорил один в зимнем камуфляже, с ящиком и ледобуром на плече, – Путин же сказал, что отменяется! Не будет никакой платы за рыбалку?
– А я слышал, Озерну уже продали.
– Да говорят же тебе: Путин отменил всю эту хрень с путевками.
Речь шла о встрече Путина с главой Росрыболовства Андреем Крайним, которую показывали по телевизору. Общее настроение было: слава Богу, вроде обошлось, не будут с рыбаков деньги драть за рыбаку – Путин отменил!
Собственно, весь «шум» возник месяца два назад из-за нескольких публикаций в СМИ и выступлений по ТВ того же Крайнего и его пресс-секретаря Савельева, которые, комментируя новые поправки к закону о рыболовстве, принятые перед самым Новым годом, допустили неосторожные высказывания насчет введения платы за рыбную ловлю. «В Европе вы просто так не можете постоять с удочкой и половить – вам нужна фишкарта, некий, так сказать, рыболовный билет, – говорил Савельев в эфире телеканала «Россия 1». – Ну у нас это будет называться путевкой».
Про «фишкарту» многие уже слышали – это что-то такое, за что надо деньги платить. Выходит, и у нас, как в Европе, рыбалка будет платной. В народе началось брожение. Буквально на всех рыбацких форумах появились темы о платной рыбалке, в нескольких городах заговорили о митингах. Вот тут и показали беседу Крайнего с Путиным – народ надо было успокоить.
И успокоили.
Самое удивительное, что Путин в той беседе, показанной 5 марта в «Новостях» по Первому каналу, ровным счетом ничего не отменял. Он только задавал Крайнему вопросы, а Крайний на них отвечал. Но у людей, по крайней мере у многих (зайдите хотя бы на рыбацкие форумы), сложилось стойкое ощущение, что введение платы за рыбалку отменили.
Механизм этого массового гипноза очень простой и давно известен.
Путин задает вопрос: «То есть за рыбную ловлю вы с нас, вот с меня, как с рыбака-любителя, деньги драть не будете?»
Крайний, глядя в глаза Путину, на виду у всей страны отвечает: «Не только с вас, но и с 20-25 миллионов рыбаков-любителей. НИ С ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА НЕ БУДУТ БРАТЬСЯ ДЕНЬГИ».
Зритель озадачен: вроде еще недавно говорили, что будут брать деньги – теперь, выходит, не будут. Может, врут? Но в такое же невозможно поверить! Кто поверит, чтобы вот так на голубом глазу принародно врали, и кому – Путину! Да такого не может быть! Стало быть, платной рыбалки не будет. Стало быть, отменили.
За что будут брать деньги, Крайний тоже Путину объяснил: «У нас есть 6,5 тысяч рыбопромысловых участков, предназначенных для спортивного и любительского рыболовства. То есть мелкий бизнес – в основном это малый бизнес и средний – выиграл эти участки по конкурсу, получил их в аренду на 20 лет, строит там базы для спортивно-любительского рыболовства, и вот на этих базах оказываются платные услуги. Так что речь шла только об этих базах.
Получается, таким образом, что деньги за рыбалку не будут браться «ни с одного человека», а если будут, то только за услуги на рыболовных базах.
Все это ложь. Деньги уже берут, а дальше будут брать еще больше. И не за какие не за услуги, а за само право находиться на водоеме с удочкой. На Волге, на Дону, на Рыбинском водохранилище – вообще практически на ВСЕХ любимых рыбацким народом водоемах по всей стране. И не важно, есть там базы или их нет.
Тверская область. В 2010 году вокруг озера Сенеж (система озер верховьев Волги) появились многочисленные таблички (прибитые прямо к деревьям): «Собственность ООО «Стерж». Охота и рыбалка запрещена». К рыбакам стали подъезжать «сотрудники пользователя» с требованием купить у них путевку. Объясняется это просто: ООО «Стерж» выиграло конкурс на право «организации любительского и спортивного рыболовства» на озере Стерж, вот и организует.
Хакасия. С мая 2010 года в Хакасии желающие порыбачить на ряде участков реки Енисей и на некоторых других водоемах должны приобретать трехдневную путевку в дирекции ФГУП «Хакасрыбвода». Стоимость путевки 150 рублей. На вопрос, за что же конкретно платит рыбак при покупке путевки, заместитель начальника «Хакасрыбвода» Павел Борисенко ответил: «Это плата за рыбалку. Мы выиграли конкурс и по новому закону путевка – это гарантия, что к вам никто не подъедет и штраф не выпишет». Для справки: «Хакасрыбвод» закрепил за собой 3 водохранилища, 7 рек и 38 озер – практически все значимые для рыболовов водоемы на территории Хакасии.
Аналогичные примеры можно привести практически по ВСЕМ регионам, от Калининграда до Камчатки и от Кольского до Астрахани, и везде новоиспеченные «организаторы рыбалки» продают путевки любителям. Если же человек отказывается от такой «услуги», ему грозит штраф от одной до двух тысяч рублей.
И это не домыслы журналистов, которые, по словам Крайнего, все «понимают так, как хотят». Вот, к примеру, Постановление от 1 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, подписанное старшим государственным инспектором отдела госконтроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Костромской области С.К. Моховым. Читаем: «Гражданин Артемьев А.Л. 28.01.2011 г. в 20.30 ловил рыбу зимней удочкой без путевки на добычу (вылов) водных биоресурсов в р. Шача у с. Сидоровское Красносельского района на рыбопромысловом участке №37, предоставленном ОАО «Волгореченскрыбхоз» для осуществления спортивного и любительского рыболовства. Вылова рыбы нет. Собранные и исследованные по делу материалы позволяют квалифицировать деяние гражданина Артемьева А.Л. как нарушение ст. 15 Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом руководителя Федерального агентства по рыболовству №1 от 13 января 2009 г.».
Поэтому на основании статьи 52 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях инспектор Мохов постановил применить в отношении гражданина Артемьева наказание в виде административного штрафа в размере 1000 руб.
Но может быть, инспектор Мохов сам нарушил закон и незаконно оштрафовал рыбака? К сожалению, нет – прав был инспектор. Вот, например, ответ прокурора Брейтовского района Ярославской области юриста 1 класса С.А. Помещикова на заявление еще одного оштрафованного за ловлю без путевки рыбака: «В ходе проведения проверки установлено, что Вами осуществлялся любительский лов на рыбопромысловом участке, находящемся в пользовании ООО «Заповедный край» в нарушение ст. 15 Правил рыболовства <…> без путевки на вылов водных биоресурсов». А посему, делает вывод прокурор, «оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».
Ну хорошо, это все дела текущие или из недавнего прошлого. Но Крайний же говорил в будущем времени – «деньги браться не будут». То есть можно понять так, что теперь, с вступлением в действие новых поправок к Закону о рыболовстве, ситуация изменится. Так ли это?
Вот она, главная поправка в закон о рыболовстве: «На рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для организации любительского и спортивного рыболовства, <…> любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами при наличии путевки» (Пункт 5 Статья 24). Путевка, как разъясняется в том же пункте, это «документ, подтверждающий заключение договора возмездного оказания услуг в области любительского и спортивного рыболовства». Что это за услуги – НИГДЕ в законе не говорится, но главное и без этого обозначено ясно и однозначно: если «осуществляется при наличии путевки», следовательно, при отсутствии путевки – не осуществляется. Следовательно, без путевки – нельзя. А путевка – это такая бумага, которую продают, а отнюдь не дарят. Вот и получается, что плата за рыбалку на РПУ – вещь вполне законная.
Крайний и его пресс-атташе Савельев говорят о том, что из миллионов российских водоемов только 6,5 тысяч попали в число РПУ. Дескать, о чем тут беспокоиться. Но какие это водоемы? Это и есть главный вопрос, а не лицемерная арифметика Росрыболовства. В Московской области список РПУ включает около 130 водоемов и в него входят ВСЕ ВОДОХРАНИЛИЩА ПОДМОСКОВЬЯ, кроме одного единственного, Истринского. На недавнем конкурсе продано Озернинское водохранилище, и нет никакого сомнения, что очень скоро дойдет черед и до остальных. И такая же картина повсюду.
Когда Савельев в эфире говорит о том, что Росрыболовство «рекомендовало» властям регионов, чтобы при составлении перечней рыбопромысловых участков «рядом были участки бесплатные», он вроде бы не лукавит. Да, было такое письмо Росрыболовства в регионы, и в нем действительно была такая рекомендация. Но грош цена всем этим рекомендациям, если в них не оговаривается соотношение площадей платных и бесплатных водоемов и, что еще важнее, их качество с точки зрения рыбалки. А главное, Савельев забыл сказать, что перечни РПУ, составленные в регионах, приходят на утверждение в Росрыболовство. Так как же тогда получается, что на конкурсы выставляются целиком водохранилища и озера?
А получается так по одной причине: Росрыболовство делает все возможное, чтобы создать режим наибольшего благоприятствования коммерсантам, которые хотят взять в пользование водоемы. К чему этот режим уже привел, написано в письме волжских рыболовов к Президенту Медведеву: «В соответствии с этим законом, все крупные водные объекты были поделены на РПУ и либо уже розданы в аренду предпринимателям, либо будут розданы в ближайшем будущем. В результате этого на реке Волга уже сейчас сложилась катастрофическая ситуация: огромное количество браконьеров в новом статусе арендаторов РПУ опутали основную пресноводную артерию европейской части нашей страны тысячами километров сетей, ими ведется бесконтрольное уничтожение водно-биологических ресурсов реки Волга! Мы, рыболовы-любители, замечаем неуклонное снижение количества рыбы в водоемах центральной части нашей страны, не говоря уже об исчезновении некоторых видов в водоемах, где они традиционно обитали веками. Если сейчас не подвергнуть строгому регламенту деятельность РПУ и органов рыбоохраны, в самое ближайшее время водным ресурсам нашего государства будет нанесен непоправимый, невосполнимый ущерб».
Если не слушать всего словоблудия, которое исходит из уст чиновников, напуганных волной возмущения, которую вызвало введение коммерческой платной рыбалки в России, то надо признать простой факт: в стране полным ходом идет приватизация лучших рыболовных угодий, которую для приличия оформили в виде так называемых конкурсов рыбопромысловых участков. Началась она в 2004 году с выходом первой версии закона о рыболовстве; в 2008 году, после выхода постановления правительства о проведении конкурсов рыбопромысловых участков, она встала на твердые рельсы, а теперь окончательно узаконена новыми поправками к закону. Коммерсанты от рыбалки получили право вводить плату за рыбную ловлю, а полученные с рыбаков деньги класть себе в карман (за вычетом налогов, конечно). На что они будут тратить эти деньги – это их личное дело. Ни о каких обязанностях пользователей РПУ по зарыблению, мелиорации и сохранению отданных им водоемов закон и не упоминает.
Все это должны ясно понимать прежде всего рыбаки-любители. Именно их это касается в самую первую очередь и именно они сегодня являются той силой, которая способна этому противостоять