Пользовательский поиск

В Эфиопии. И нигде больше…

Алексей ТУЗОВ,
Фото автора

Эфиопия – одна из самых редко посещаемых российскими охотниками африканских стран. Причин тому несколько. Прежде всего, там в основном непростая охота. Во-вторых, на самых интересных зверей выдается очень мало лицензий. При этом в Эфиопии водятся совершенно уникальные, эндемичные виды, и очень немногие охотники мира могут похвастаться наличием в своих коллекциях горной ньялы и еще более редкой гигантской лесной свиньи. Надо сказать, что такие трофеи – это безальтернативный признак продвинутости трофейного охотника. В очередной раз эту истину подтвердил Григорий Ильязов.
Григорий уже не раз публиковал отчеты о своих охотах в разных странах мира на страницах журнала «Сафари», он успел объездить немало стран Африки и можно с уверенностью сказать, что его коллекция африканских трофеев одна из самых больших в России. Он по-настоящему болеет «Черным» континентом и за прошедшие годы скитаний по ее саваннам и лесам стал едва ли не самым опытным «африканским» охотником в нашей стране. Из всех африканских стран, пожалуй, только Эфиопия до последнего времени не была отмечена флажком на его персональной карте. И причиной этого было ни что иное, как обстоятельства, которые в связи с этой страной складываются несколько драматичнее, чем с теми, где уже наезжена туристическая колея.
Одна из особенностей охоты в Эфиопии – совсем непростая процедура получения лицензии на отстрел эндемиков. Сложность состоит в том, что на охотничьи районы выдают по одной-двум лицензиям в год, и потому ждать трофейщику приходится порой годами, чтобы попасть сюда на охоту. Григорий – один из постоянных клиентов и друзей компании «Сафари и Экспедиции», которая уже не раз организовывала охоту в Эфиопии. За десять лет сотрудничества наши деловые отношения, можно смело сказать, давно переросли в дружбу, и к организации поездки с этим человеком мы относимся как к особенному событию, стараясь сделать каждое путешествие оригинальным, запоминающимся.
Охотничий тур, о котором пойдет речь в этой статье, состоялся в январе 2010 года. Мы впервые воспользовались услугами турецкой авиакомпании «Туркиш айрлайн» и пожалеть о таком решении не пришлось. Вполне приличный сервис при относительно невысоких ценах.
По времени расклад получился не просто приемлемым, а весьма удобным. Из Москвы вылетели днем и через 3-4 часа были в Стамбуле, где стыковка между рейсами оказалась весьма компактной. После чего последовал недолгий (4-5 часов) перелет в Аддис-Абебу, куда попали уже ночью.
Хорошо, что визы получили заранее в Москве. Россиянам это можно сделать в Эфиопии, прямо в аэропорту. Но у нас уже есть богатый опыт дальних путешествий, и мы понимали, что после долгой дороги лучше сразу отдохнуть, а не заниматься оформлением документов. К этому нужно добавить, что Григорий летел без оружия. В последнее время это становится делать все сложнее, требуется оформлять все большее количество документов, и, главное, сдать и получить оружие в аэропорту – целая проблема, занимающая немало времени (особенно это чувствительно при пересадках). К тому же оружие имеет «привычку» теряться в аэропортах, так что по прибытии на место нередко все равно приходится его арендовать. В общем, если ситуация позволяет, мы рекомендуем клиентам арендовать карабин на месте охоты. Поскольку с компанией-партнером в Эфиопии у нас были уже надежные контакты, и мы знали о том, что оружие у них хорошее, Григорий согласился на вариант аренды.
В общем, мы быстро прошли через границу, таможню и получили багаж. Встретил нас Никас, который просил называть его Нико, – представитель компании-партнера  ……………  Нико белый, грек по происхождению, как и большинство белого населения Эфиопии. Уже не первый год работает в Эфиопии профессиональным охотником. Он помог донести багаж до джипа, и через пятнадцать минут мы уже были в заранее забронированном на наше имя отеле.
На следующий день, проснувшись почти в обед, перекусили в ресторане отеля и созвонились с Нико. Он приехал вместе с владельцем компании, одним из старейших профессиональных охотников Африки, Насесом. Мы познакомились с этой легендарной личностью еще в прошлый приезд в страну и расстались большими друзьями. Насес необычайно интересный собеседник, и мне, конечно же, хотелось увидеться с ним снова – я был рад, что это получилось.
Аддис-Абеба оставила своеобразное ощущение. Столица страны была буквально забита транспортом, разного калибра грузовиками и автобусами, явно не отвечающими хоть каким-нибудь нормам по содержанию СО2 в выхлопных газах. Повсюду, где не было машин, толпились люди. Не меньше часа мы выбирались из города, наблюдая из окна автомобиля это вавилонское столпотворение, и, представьте наше изумление, когда оказалось, что и за городом ситуация немногим лучше.
Хотя там уже можно было дышать нормальным воздухом и качество дорожного покрытия оказалось в целом лучше, чем в России, у дорог не было даже намека на тротуар, поэтому и по обочине, и по краям дорожного полотна шли пешие, ехали велосипедисты, мотобайкеры, двигались тележки велорикшей и повозки, запряженные ишаками. И так – по всей дороге, которая заняла в общей сложности порядка пяти часов. Вообще создавалось впечатление (и оно, по-видимому, не ошибочное), что все население страны привязано к дорогам. Да еще следует учесть, что за последние 20 лет население Эфиопии, по словам Нико, увеличилось в разы. Здесь уже давно не десять, а почти семьдесят миллионов человек!
В прошлое посещение мы как-то удачно избежали подобных перипетий, поскольку выехали из города рано утром и до района охоты добирались на самолете чартерным рейсом. Теперь же было ощущение, что мы все едем и едем по бесконечной деревне, хибары и лавчонки которой плотно обступают дорогу с обеих сторон. За все время пути я почти не видел окружающего ландшафта. Лишь изредка удавалось заметить, что мы движемся по достаточно открытому пространству с редкими, низкорослым деревцами. Пару раз, правда, попались на глаза большие деревья с густой кроной, и Нико обратил на них наше внимание – это было что-то вроде местной достопримечательности.
Ближе к району охоты увидели несколько больших озер. Там, по словам Нико, местные промышляют рыбу, за счет которой население в основном и живет.
Часов в шесть вечера, на подъезде к лагерю нас встретила машина с трекерами – нашей охотничьей командой. Они передали Григорию карабин калибра .300 WinMag, и он сделал несколько пристрелочных выстрелов – состояние оружия оказалось вполне удовлетворительным.
Через десять минут мы уже были в лагере.

В лагере и вокруг
Место, где раскинулись палатки нашего лагеря, понравилось сразу. Уютная опушка на краю довольно необычного для Африки леса. Необычного потому, что пейзаж здесь странным образом напоминал европейский.
Каждому из нас предназначалась своя палатка в рост человека, с матерчатым полом, и в каждой палатке стояли кровать и стул. С наружной стороны к палатке примыкал индивидуальный санузел, где были умывальник, туалет и душ. Душ представлял собой две спаянные канистры общим объемом литров на пятьдесят с шлангом, на конце которого был приделан рассеиватель от лейки. Когда канистру нужно было наполнить водой, ее опускали на жерди через блок, потом поднимали – устройство работало по тому же принципу, что и колодезный «журавль». А душ, нужно сказать, в Африке – первое дело после любого, пешего или автомобильного, путешествия.
После душа мы сразу пришли в себя и собрались в большой «армейской» палатке, которая служила столовой (рядом с ней была еще палатка-кухня, в которой готовила завтраки и обеды чернокожая повариха с помощником).
За ужином обсудили с Насесом план на завтра. По его словам, сеемые эффективные часы для охоты на ньялу – перед рассветом и пара часов перед закатом. Нужно сказать, что Насес охотится в Эфиопии не меньше 30 лет и во всем мире считается лучшим специалистом по горной ньяле. Как я уже говорил, с ним очень интересно беседовать, поскольку он знает очень много и умеет рассказывать. Так что после обсуждения предстоящей охоты мы перешли к различным случаям из его практики. Слушая таких людей, я все время сожалею, что они не очень-то стремятся рассказать о своем опыте в книгах.
После ужина разошлись по палаткам и сразу заснули. Насекомые, слава богу, не беспокоили – не было ни москитов, ни мушек, ни комаров.
На следующий день поднялись в темноте, позавтракали и поехали на охоту. Впрочем, скоро стало понятно, что это только так называется – поехали. Специфика данного района состояла в том, езда из лагеря на машине занимает не больше пятнадцати минут. Потом транспорт приходится бросать и дальше передвигаться только пешим порядком, проверяя закрайки, полянки, бесчисленные и большие по площади вырубки. Ньяла очень осторожный зверь, и лишний шум автомобильного мотора совсем не к чему. Это, во-первых. А, во-вторых, местность довольно-таки пересеченная, и не очень поездишь по ней на машине. Правда, пересеченная, но не горная. Вообще-то по большей части горная ньяла, как можно догадаться по ее названию, обитает в горных районах, и охотнику на нее необходимо иметь отличную физическую подготовку – это почти обязательное условие. Почему почти? Потому, что есть всего один практически равнинный район, где водится ньяла, – тот самый, где мы охотились. У Григория есть некоторые проблемы с ногами, и охоты в горах он старается избегать. В том числе и из-за этого пришлось ждать несколько лет, чтобы купить в этот район лицензию. Здесь стреляют всего двух или трех ньял в год, то есть проводится всего два-три сафари! Зато и минимальный охотничий прессинг, что обуславливает и высокую плотность зверя, и его трофейные качества. Все это заранее закладывалось в сценарий охоты.
В первый же день на рассвете мы увидели группу ньял. Антилопы паслись на опушке и, завидев нас, стали неспеша отходить к лесу. Пиэйч и все, у кого были с собой бинокли, долго и внимательно рассматривали животных. Но в стаде оказался только один трофейный самец, который не дотягивал до тех кондиций, на которые рассчитывал Григорий. В результате стрелять он не стал, и мы снова отправились в путь.
По лесной тропе спустились к ручью и пошли вдоль него. Противоположный склон практически полностью закрывал многоярусный дождевой лес, состоящий из лиственных деревьев, густо опутанных лианами. В то же время наша тропа шла среди совершенно европейского субтропического хвойного леса. И Григорий, и я объездили немало африканских стран, и нам казалось, что африканский пейзаж в любых его проявлениях мы легко отличим от любого другого. Но эти похожие на тую или кипарис деревья повергли нас в совершенное изумление. Мы шли среди них часа два.
Очень забавно смотрелись многочисленные длинношерстные обезьяны-колобусы с красивейшим длинным белым хвостом. Они буквально летали среди хвои у нас над головами.
В это утро повезло увидеть еще одну ньялу – молодого бычка. Он стоял неподалеку, на противоположном склоне, в зарослях дождевого леса. Его пришлось тоже очень долго рассматривать, поскольку поначалу видна была только часть крупа. Когда удалось рассмотреть голову с небольшими рогами и стало ясно, что «это не наш клиент», пиэйч все равно продолжал наблюдать – расчет был на то, что зверь не один. Но бычок оказался одиночкой. На этом закончилось первое охотничье утро.
Вернулись в лагерь, пообедали и весь день до вечера посвятили... да просто отдыхали. С возрастом все больше начинаешь ценить такие часы – на лоне природы, в очаровательном месте, в отрыве от суетности городской жизни.
Вечернюю охоту решено было провести на краю большой вырубки, которая хорошо просматривалась с места засидки – очень удобного в стратегическом плане места, выбранного пиэйчем, поскольку с него простреливалась большая часть вырубки. Вырубка была довольно старая, заросшая кустарником, правда, не очень высоким.
В этот раз Эфиопия решила подарить нам незабываемый вечер. Было не жарко, не холодно, солнце картинно опускалось за горизонт. Время от времени воздух наполняли резкие крики попугаев, гомонили горлицы. В кронах деревьев сновали красавцы-колобусы… Просто какая-то райская идиллия.
Вдали на вырубку вышел бушбак. Нам показал его пиэйч, а мы все никак не могли обнаружить антилопу – окрас его шкуры поразительным образом сливался с окружающей средой. Но в конце концов заметили и долго за ним наблюдали, поскольку это всегда очень занятно наблюдать поведение дикого зверя, который не догадывается о посторонних «соглядатаях».
Неожиданно один из трекеров подал сигнал, и пиэйч сказал, что приближается какой-то интересный зверь. Потом объяснил шепотом, что трекер заметил через кусты ньял. Мы долго пытались увидеть хоть намек на движение, но ничего не получалось – животных надежно скрывала растительность.
В конце концов они все-таки вышли на вырубку.
Группа состояла из десятка с небольшим самок и пары быков. Пиэйч долго рассматривал животных, пока не оценил трофей одного из быков как вполне достойный. Дистанция составляла порядка 300 метров. Хотя ньяла не маленькая антилопа, размером с европейского оленя, но приземистая и выглядит небольшой. К тому же звери все время передвигались среди веток кустарника, и выцелить быка было совсем непросто. Тем не менее Григорий подготовился к выстрелу и стал выжидать момента, когда бык окажется в прогале.
Я с напряжением ждал выстрела, и все равно он прозвучал неожиданно. Было хорошо видно, что бык подпрыгнул, обернулся назад в надежде определить источник беспокойства, но в следующее мгновенье сделал гигантский прыжок и исчез в чаще, увлекая за собой все стадо. В тот же миг замеченный нами ранее бушбак выскочил на опушку и остановился метрах в двадцати от нас, озираясь по сторонам. Это было довольно забавным зрелищем. Увидев нас, и он умчался в лес.
По общему мнению, Григорий промахнулся, но мы, разумеется, пошли к месту, где минуту назад стояли животные. За соблюдением всех правил охоты наблюдал скаут - государственный чиновник, который обладает довольно большими авторитетом, властью и возможностями. В данном случае он должен был убедиться, что это чистый промах. В противном случае скаут закрыл бы лицензию, независимо от того, удалось или не удалось добрать подранка.
Кстати, о скауте и трекерах. Меня, признаться, удивило количество людей, которые сопровождали нас во время охоты, и их своеобразное, скажем так, поведение. Кроме пиэйча, скаута, клиента и меня в группе постоянно были четыре или пять трекеров. То есть мы ходили толпой человек в восемь-девять. При этом Насес неоднократно говорил, что ньяла чрезвычайно чуткий и осторожный зверь, что совершенно не согласовывалось с поведением трекеров, одежда которых страшно шуршала, ноги шаркали, а их дружеские беседы были слышны на значительном расстоянии. Я поинтересовался у Насеса, нельзя ли сократить их число, но он стал уверять, что сократить никак нельзя – они понадобятся для разделки трофея. Мне этот аргумент показался сомнительным, ведь после удачного выстрела помощников можно было бы вызвать по рации. Тем более, что так в конце концов и получилось, только прибыло уже не пять-шесть человек, а никак не меньше двадцати.
Опыт говорит о том, что два-три трекера лучше, чем один, если приходится тропить, но зачем нужны пять человек, так и осталось для нас загадкой.
На месте, где стоял бык, не удалось найти ни крови, ни стрижки, ни каких-либо еще намеков на ранение. Было очевидно, что Григорий промахнулся. Возможно, все дело было в незнакомом ружье или оптике, может быть, в веточке, которую Григорий не заметил и которая отклонила пулю.
Пришлось протропить достаточно большое расстояние, но никакой крови так и не обнаружили. Скаут тоже убедился в промахе и не стал закрывать охоту. Как я уже сказал,
в случае ранения ньялы лицензия закрывается, и с этим ничего не возможно сделать. Купить новую лицензию невозможно – они расписаны на несколько лет. Года три назад мы охотились здесь же на ньялу и охотник ранил животное. Эта антилопа крепка на рану и прячется в таких местах, что тропление подранка превращается в тяжкий труд. Охотник и трекеры долго ее искали, неоднократно видели лежки, но в конце концов потеряли. Скаут закрыл лицензию, и получилось, что охотник потерял трофей, немало денег и нервов (к слову сказать, через некоторое время он вернулся в Эфиопию и добыл-таки горную ньялу – это была первая горная ньяла, добытая русским охотником).
В лагерь мы вернулись в расстроенных чувствах. Но после обсуждения ситуации за бокалом ароматного красного вина стало понятно, что причин особо расстраиваться нет. За один охотничий день удалось увидеть несколько раз трофейного зверя, стрелять по одному и не сделать подранка, а это означает, что охота продолжается!
Нужно сказать, что последующие дни были похожи друг на друга только по общему сценарию – мы рано вставали, много ходили, потом отдыхали с обеда до вечера и на закате снова шли за трофеем. Мы видели колобусов, бушбаков и даже ньял, однако возможность выстрелить по самцу с трофеем подходящего размера удалось лишь на шестой день охоты.
За это время была найдена группа, в которой ходил очень неплохой самец, и мы стали целенаправленно охотиться именно за ним.
Удалось узнать, куда и когда эти животные выходят на кормежку, куда отходят на отдых. С разных позиций пытались подсечь место выхода стада на пастбище, но либо опаздывали, либо не замечали, либо все это происходило уже в темноте.
Один раз группа прошла по противоположному склону на дистанции уверенного выстрела. Мы опоздали выйти на позицию совсем немного и потом долго, около двух часов, наблюдали в бинокль за животными – а вдруг еще не все потеряно! Но самец все это время оставался за кустами, не дав ни единой возможности сделать выстрел. В итоге звери скрылись в чаще.
И вот на шестой день к вечеру удача улыбнулась Григорию. Мы объехали группу так, чтобы оказаться с подветренной стороны и, используя редкие кусты, стали вчетвером – пиэйч, Григорий, трекер и я – приближаться на дистанцию выстрела к быку, который пасся немного на отшибе. На этот раз не было промаха. Зверь после выстрела скрылся из вида – умчался вниз по склону, но на противоположном не появился. Мы сразу же бросились на место, с которого просматривался весь распадок, и увидели его лежащим внизу.
Это был хороший выстрел и отличный трофей горной ньялы!

Бушбак Менелика
Заказ на охотничий тур в Эфиопии имеет свои особенности. Например, невозможно на месте получить лицензию даже на самого распространенного тут зверя. Все необходимо заказывать заранее и даже поменять после принятия заказа ничего нельзя. Естественно, поскольку попасть на охоту сюда совсем непросто, охотник заказывает несколько вариантов охот, то есть несколько трофеев, и в этом же районе Григорий собирался добыть бушбака Менелика, который тоже обитает только в Эфиопии.
В процессе охоты на горную ньялу мы несколько раз видели бушбака, и Григорий однажды собирался его отстрелять. Но Насес отсоветовал, сказав, что это совсем несложный в плане добывания зверь, и не стоит «изменять» ньяле.
После того, как ньяла была взята, Григорий сосредоточился на бушбаке. Животное это вообще очень территориальное, придерживается определенного участка, который охраняет, метит. Так что если ты увидел где-то бушбака, то рано или поздно увидишь его там же.
На следующее утро после добычи ньялы Насес повез нас туда, где можно относительно легко взять крупный трофей бушбака.
Дорога, как обычно, заняла не больше двадцати минут, после чего машина остановилась у огромной вырубки. Надо было видеть лицо Насеса в этот момент. Дело в том, что поскольку он приезжает на охоту сюда не чаще одного раза в год-два, ему не известно, как за это время изменяется ландшафт. Он считал, что мы приедем в густой лес, а вместо него нас встретила бескрайняя вырубка.
Когда шок прошел, мы развернули машину и переехали в новый район, что тоже не заняло много времени. Еще с машины удалось заметить двух бушбаков, нырнувших в кусты. Спешившись, мы прошли немного и увидели одного из беглецов на краю очередной полянки. У него были очень хорошие рога, и Григорий взял зверя первым же выстрелом. Таким образом вся охота на бушбака Менелика заняла не больше часа времени.
И теперь нам предстояла охота на еще одного эфиопского эндемика и очень редкий трофей – гигантскую лесную свинью.